Ваш город Калининград Это ваш город? Да     Нет, выбрать другой
Заказать звонок
Отправить заявку на лизинг

Вопросы и ответы

Лизинг для малого бизнеса Лизинг грузового автотранспорта Лизинг строительной техники Лизинг складской техники Лизинг машиностроительного оборудования

Каковы преимущества лизинга для субъектов малого предпринимательства в сравнении с банковским кредитом?

В сложившейся ситуации неопределенности лизинг по-прежнему остается более выгодным инструментом финансирования, нежели использование собственных или кредитных средств для покупки имущества.

Так, например, при приобретении спецтехники в лизинг нет необходимости аккумулировать значительные объемы собственных средств. Зато есть возможность отнести лизинговые платежи на себестоимость в полном объеме и применить ускоренную амортизацию в отношении имущества для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, НДС в составе лизинговых платежей в полном объеме принимается к зачету. Вместе с тем требования к заемщику, предъявляемые при оформлении договора лизинга ниже, чем, например, при кредитовании, поэтому и вероятность предоставления финансирования значительно выше. В частности, от потенциального заемщика чаще совсем не требуется дополнительного залога, так как сам предмет лизинга и есть обеспечение по сделке.

Ответ

По каким критериям предприятие причисляется к «малому бизнесу»? Есть ли отличие в процентных ставках и минимальных порогах по суммам для заключения лизингового договора с малым предприятием?

«Балтийский лизинг» использует критерии оценки бизнеса по степени выручки предприятия, численности сотрудников организации и его активов. В работе используются стандартные ставки финансирования. «Балтийский лизинг» больше внимания уделяет выполнению нормативных финансовых показателей, при соблюдении которых, лизингополучатель вне зависимости от группы малого или среднего бизнеса, получает требуемое финансирование.

Ответ

Какие факторы учитываются, при составлении заключения о кредитоспособности лизингополучателя малого предприятия?

«Балтийский лизинг» придерживается классической схемы оценки кредитоспособности лизингополучателя: финансовой и юридической. Основное внимание, безусловно, уделяется финансовой оценке. В зависимости от стоимости имущества - процедура финансовой оценки делится на упрощенную и стандартную. Соответственно требования по выполнению нормативных показателей при стандартной процедуре выше, по сравнению с упрощенной.

Ответ

Существуют ли льготные условия получения в лизинг оборудования для малых предприятий?

При лизинге льготными условиями, могут быть только вопросы, связанные с «льготным» подходом к оценке выполнения ряда финансовых нормативов: когда лизинговая компания делает «скидку» на невыполнение некоторых из них и льготными условиями финансирования. Лизинг для малых предприятий сопровождается многочисленными имущественными и финансовыми рисками. В целом, здесь вряд ли можно говорить о каких-либо финансовых льготах, в виде понижения ставки.

Ответ

Какие существуют программы лизинга малым предприятиям «под ключ», которые предусматривают финансирование для полной комплектации всем необходимым оборудованием и инвентарем? Схожесть с проектным финансированием очевидна. В чем принципиальное отличие этого продукта от проектного финансирования?

Величина финансирования предприятий под ключ, целиком и полностью зависит от финансового состояния предприятия. «Балтийский лизинг» предлагает полный пакет лизинговых схем: от финансирования станков и автомобилей, до финансирования недвижимости предприятия, в котором будет использоваться данное оборудование. Отличие от проектного финансирования в том что, будут использоваться лизинговые схемы, которые дадут существенные налоговые преимущества, ускоренную амортизацию оборудования и прочие немаловажные преимущества лизинга.

Ответ

Лизинговые компании рассматривают заявки на лизинг только действующих малых предприятий или в некоторых случаях рассматриваются заявки и начинающих предприятий?

Требования большинства лизинговых компаний, включая «Балтийский лизинг» - это работа с клиентами, которые юридически существуют не менее года. Однако здесь немаловажно придерживаться факта существования бизнеса клиента в период не менее года, т.к. возраст действующего бизнеса предприятия клиента может быть гораздо меньше, «юридического» возраста самого предприятия. Рассмотрение случаев финансирования предприятий с меньшими сроками, остаётся всегда на рассмотрении руководителя лизинговой компании.

Ответ

В мировой практике лизинг является такой формой финансирования предприятия, которая не требует дополнительного обеспечения. Так ли это в России, и если нет, какое менее обременительное обеспечение требуют лизинговые компании, чем банки?

Лизинг в России, безусловно, отличается от мировой практики в странах Европы и Америки не только по финансовым ставкам и удорожанию, а также и к методике оценки кредитоспособности предприятий. В подавляющем большинстве случаев, западные лизинговые рынки заменяют дополнительное обеспечение работой с т.н. понятием, как «BLACK-листа», в которых чётко прописана кредитная история предприятия, факты задержки оплаты дебиторской задолженности, невозвраты и т.д.

К сожалению, институт «BLACK-листов» в России в настоящее время только развивается, и зачастую банки требуют дополнительное обеспечение. Общепринятым обеспечением при банковских кредитах являются: залоги ликвидного имущества, в том числе и приобретаемого, различные банковские гарантии, поручительства третьих юридических лиц. Данные виды обеспечения как раз и будут являться обременительными как для заёмщика, так и для кредитора: например все договора залога необходимо регистрировать в государственных органах, что влечет за собой временные и финансовые затраты. При лизинговых схемах безусловно могут использоваться данные виды обеспечения, но гораздо целесообразно использовать другие инструменты дополнительного обеспечения, которые будут не менее эффективны, а порой и более экономически выгодны, и уж тем более, менее обременительны чем залоги: к примеру, как было сказано выше — это договора обратного выкупа имущества, увеличение аванса от лизингополучателя.

Ответ

Какой вид лизинга наиболее подходит для финансирования малого предприятия в условиях российского бизнеса?

У каждого вида лизинга есть свои весомые преимущества. Но наиболее распространение получила классическая схема финансового лизинга. На мой взгляд, наиболее интересным видом лизинга будет форма возвратного лизинга: когда и поставщиком и лизингополучателем оборудования, является одно юридическое лицо, т.е. клиент как бы «продаёт» имущество лизинговой компании и потом постепенно его выкупает обратно, используя при этом все преимущества лизинга в полном объём и при этом, получая оборотные средства, столь необходимые предприятию.

Возвратный лизинг — тем он лучше, чем ликвиднее имущество, а значит уменьшение рисков для лизинговой компания, а для лизингополучателя - только увеличение вероятности получения лизинга, а соответственно финансирования.

Ответ

Какие плюсы и минусы существуют для лизинговой компании при финансировании лизинга малым предприятиям?

В плюсах мы видим бурное и постоянное открытие новых предприятий, что соответственно увеличивает число потенциальных клиентов, ведь большая часть из них переходит из малого бизнеса на более крупные ступени, постепенно превращаясь в большие предприятия.

В последнее время малые предприятия используют в своей работе высокие технологии, перспективных молодых руководителей и открывают всё новые и новые сферы бизнеса, что означает участие лизинговых компаний в новых высокотехнологичных проектах.

Что касается минусов, то они, к сожалению стандартны: затруднительная оценка платежеспособности предприятий малого бизнеса, маленький возраст существования таких предприятий, иногда даже из-за отсутствия финансовых средств, рост дебиторской задолженности предприятий, отсутствие гос. поддержки предприятий малого бизнеса, желания руководителей использовать оборудование, бывшее в употреблении, что существенно снижает привлекательность проекта из-за возрастания имущественных рисков лизинговой компании.

В целом, лизинговые компании возлагают большие надежды на предприятия малого бизнеса, так как в будущем рынок «насытится» высоколиквидными и «легкими» проектами и лизинговые компании переключат своё внимание на малый бизнес.

Ответ

Грузовой транспорт занимает внушительную часть в структуре лизинговых портфелей компаний, что обусловлено, скорее всего, высоким спросом на данный вид услуг. Каковы преимущества лизинга для приобретения грузового автотранспорта?

Действительно, значительную долю в лизинговом портфеле компании «Балтийский лизинг» занимает сегмент грузового транспорта. При этом состав техники достаточно разнообразен — от легких малотоннажных грузовиков, до тяжелых 40 тонных фур и грузовых полуприцепов.

Оформив грузовой автотранспорт в лизинг, у клиента компании есть возможность отнести лизинговые платежи на себестоимость в полном объеме и применить ускоренную амортизацию в отношении имущества для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Кроме того, НДС в составе лизинговых платежей в полном объеме принимается к зачету. Таким образом, грузовая техника Лизингополучателя находится почти всегда на балансе лизинговой компании, а бухгалтерский учет имущества осуществляется Лизингодателем, что позволяет несколько разгрузить бухгалтерию Лизингополучателя. Клиенту необходимо лишь своевременно выполнять свои платежные обязательства. Включение в лизинговые платежи расходов на обслуживание автотранспорта, топливо, плановый ремонт (тормозные колодки, фильтры, масла и т.д. согласно регламенту производителя автомобиля) позволяет получить т.н. схему FULL LEASINGа.

Вместе с тем, в последнее время набирает обороты схема оперативного лизинга грузового автотранспорта. Суть этой схемы такова — Лизингополучатель берет в аренду транспорт, пользуется им весь период действия лизингового договора, а по окончании срока лизинга транспорт остается у лизинговой компании, что существенно удешевляет стоимость лизинговых услуг за счёт присутствия заранее оговоренной выкупной стоимости.

Ответ

Как стать клиентом компании «Балтийский лизинг»?

Стать клиентом компании «Балтийский лизинг» легко. Достаточно сделать несколько простых шагов: Выбрать автомобиль у дилера(поставщика) и согласовать его стоимость, заполнить заявку на лизинг грузового автомобиля и предоставить документы для заключения договора лизинга, заключить договор лизинга и забрать в пользование автомобиль.

Ответ

Каковы требования компании к лизингополучателю?

Основные требования к лизингополучателю следующие:

  1. Платеж по договору не должен превышать 20% от среднемесячной выручки (по Ф.2);
  2. Компании, на момент заключения договора лизинга, должно быть не менее 9 месяцев с момента регистрации;
  3. Компания должна иметь собственный положительный капитал (безубыточный баланс).

Ответ

Какие преимущества у компании «Балтийский лизинг» перед конкурентами?

В компании «Балтийский лизинг» разработаны специальные программы приобретения в лизинг грузовых автомобилей. Условия данных программ позволяют нашим клиентам получить ряд преимуществ по сравнению с предложениями других организаций. Это, во-первых, более низкая стоимость лизинговой услуги; во-вторых, дополнительный сервис от поставщика автомобилей; в-третьих, сжатый срок подготовки договора.

Ответ

На каких условиях компания «Балтийский лизинг» финансирует приобретение грузового транспорта?

Базовые условия по лизингу грузовых автомобилей следующие.Сумма договора лизинга должна составлять от 400 тыс. рублей, авансовый платеж — от 10% стоимости предмета лизинга, срок контракта до 3-х лет. Обеспечением сделки является сам предмет лизинга. Вместе с тем наши усилия направлены на разработку специальных совместных программ с поставщиками автотранспорта, в первую очередь исходя из анализа реальных потребностей клиентов. Поэтому принцип индивидуального подхода к каждому клиенту остается основополагающим в нашей работе.

Ответ

Лизинг строительной техники развивается в настоящее время достаточно быстрыми темпами. Многие ли компании занимаются лизингом строительной техники? Опишите, какова сейчас ситуация на рынке? Есть ли какие-то проблемы, трудности?

Лизинг строительной техники развивается пропорционально росту количества объектов строительства и напрямую зависит от потенциала этого рынка. Строительная техника — это не только машины, техника, подъемное оборудование и краны и т. д., но и оборудование для самого строительства — бетонные, кирпичные заводы, компрессора, опалубка и прочее оборудование. Всё это говорит о том, что потенциал этого рынка достаточно высок. Также необходимо отметить, что материально-техническая база таких предприятий постоянно обновляется, расширяются производственные задачи, под которые приобретается специальная техника. Соответственно, лизинг в данной сфере очень востребован.

Вряд ли сейчас на рынке лизинга можно найти лизинговую компанию, которая бы не работала с таким типом имущества.

На мой взгляд, проблем лизинга строительной техники немного. Основная проблема — это быстрая потеря ликвидности имущества, особенно того, которое непосредственно задействовано в строительных работах. Проблема усиливается отсутствием нормального рынка б/у техники, хотя ситуация меняется кардинально и в лучшую сторону. Возрастает количество случаев кражи техники и страховые компании вынуждены до сих пор вводить ограничения по территории эксплуатации и хранения строительной техники, считая что она должна эксплуатироваться и храниться строго в пределах одного объекта, района или области. В любых других случаях, следует повышение тарифов.

Не до конца урегулированы отношения с государственными органными регистрации техники (Гостехнадзор).

Но все эти проблемы полностью покрывают преимущества, полученные от пользования лизингом.

Ответ

Можно ли отнести строительное оборудование к капиталоемким видам техники? Какой отпечаток это накладывает на условия заключения лизинговой сделки?

На мой взгляд, нельзя относить строительную технику к капиталоёмким видам техники, хотя показатели производства продукции этой техникой возрастают пропорционально её стоимости. Иными словами, чем больше функций и задач сможет выполнять машина, тем она универсальней и дороже (а значит и намного ликвиднее впоследствии), и это значит, что техника, будет находится в постоянной работе, исключая простаивание, тем самым принося лизингополучателю определенную выгоду от её использования.

Никаких прямых отпечатков, такая техника не накладывает на условия сделки. Однако если предполагается финансирование техники для выполнения сверхспецифических работ (а это означает, что технику невозможно использовать для других целей), то в зависимости от финансовых и прочих показателей лизингополучателя, возможны изменения некоторых параметров сделки — например увеличение аванса, безакцептное списание, дополнительное поручительство и т. д.

Тем не менее, как показывает практика, большинство строительной техники финансируется без дополнительного обеспечения.

Ответ

Существует ли четкая классификация оборудования: что относится к строительной технике, а что нет? Почему возникают вопросы? Как профессионалы решают эту проблему?

Четкой классификации строительного оборудования нет. На мой взгляд, имущество делится на строительную технику и строительное оборудование. Под строительной техникой понимаются машины и самоходные устройства, выполняющие строительные функции, имеющие паспорт самоходной машины и подлежащие постановке на учёт в органах Гостехнадзора. Это различные экскаваторы, грейдеры, подъемники, бульдозеры, погрузчики и т. д. 

Под строительным оборудованием подразумевается имущество, предполагаемое для использования и проведения строительных работ, не требующих особых регистрационных действий (за исключением некоторого типа имущества, которое подлежит обязательной регистрации в Технадзоре). К этому типу имущества относятся заводы по производству тяжелых строительных материалов, опалубки, строительные леса, строительные лифты, башенные краны и т. д. — т. е. все то оборудование, которое используется для обеспечения нужд строительства.

Ответ

Видов строительного оборудования очень много. Из Вашей практики, какие из них пользуются наибольшей популярностью? С чем это связано?

Вполне нормальное требование клиента получить финансирование на тот тип имущества, которое будет необходимо клиенту для осуществления коммерческой деятельности по строительству. Приходя в «Балтийский лизинг», клиент получает финансирование на любое строительное оборудование, за исключением полностью неликвидного имущества. В нашей лизинговой практике есть и сделки с финансированием нестандартного типа имущества, но в основном это, конечно, движимая техника.

Это связано в первую очередь с тем, что поставщики такой техники наиболее хорошо знакомы с лизингом и его преимуществами, и с тем, что сами сделки уже достаточно хорошо отработаны. Зачастую поставщики сами предлагают клиенту воспользоваться услугами лизинговой компании. При такой сделке поставщик с помощью лизинга приобретает ту часть клиентов, которая, например, не обладает полной суммой денег на покупку техники сразу. Учитывая высокие скорости проведения таких сделок, приобретение техники осуществляется в кратчайшие сроки, что позволяет поставщикам реализовывать больше техники.

Ответ

Исходя из специфики отрасли, насколько распространена практика заключения сделок возвратного и оперативного лизинга?

Как показывает практика ОАО «НОМОС-Лизинг», входящей в ГК «Балтийский лизинг», сделок по возвратному лизингу проведено мало. Несмотря на прямую выгоду возвратного лизинга, существует ряд финансовых и имущественных рисков для лизинговой компании. Как правило, такой вид лизинга предоставляется клиентам, имеющим положительную кредитную историю в лизинговой компании и безупречную платежную репутацию. При возвратном лизинге имущества, подлежащего регистрации в органах Гостехнадзора или Ростехндзора, возникают дополнительные сложности в виде перерегистрации предмета лизинга на нового собственника. Учитывая долгие регистрационные сроки, такая процедура может затянуться. Также не до конца решена ситуация с налоговыми органами, которые, откровенно говоря, к таким видам сделок относятся отрицательно.

В любом случае сделка по возвратному лизингу возможна и не противоречит российскому законодательству. Как правило, максимальный срок эксплуатации техники первым собственником (продавцом предмета лизинга и в последствии лизингополучателем) составляет не более 6 мес.

Как уже было отмечено выше, рынок б/у строительной техники еще не развит до такого уровня, как например автомобильный рынок. Основное преимущество оперативного лизинга в том что, по завершении договора лизинга, лизингополучатель по условиям договора может оставить предмет лизинга лизинговой компании, тем самым существенно сократив расходы по договору за счет этого. Несмотря на строгие ограничения по использованию предмета лизинга, сразу же возникает несколько вопросов: где лизинговой компании возможно и достаточно быстро реализовать предмет лизинга, бывший в эксплуатации, таким образом, что бы продать его по нормальной рыночной стоимости, закрыв договор лизинга с прибылью для лизинговой компании и удовлетворив условиям сделки и условиям выкупной стоимости клиента. Необходимо отметить, что параметры выкупной стоимости предмета лизинга устанавливаются заранее, в момент заключения договора лизинга. На сегодняшний момент лизинговым компаниям достаточно сложно рассчитывать выкупную стоимость техники, задействованной при строительстве, что делает, на мой взгляд, оперативный лизинг достаточно сложным механизмом в данном случае.

Ответ

На отечественном рынке можно взять в лизинг как российскую, так и зарубежную строительную технику. Какая техника в большей степени пользуется популярностью? Есть ли какие-то особенности с точки зрения таможенного регулирования?

Если рассматривать данный вопрос в разрезе лизинговой компании, то ответить однозначно на него нельзя. Спрос есть, как на российскую, так и на зарубежную строительную технику. Однако стоимости российской и зарубежной техники, вполне естественно различаются. И лизинг, в случае приобретения иностранной техники, используется более часто, в основном как инструмент привлечения финансирования.

Никаких особенностей, связанных с таможней при финансировании техники со склада официального поставщика, не возникает. Сложности могу возникнуть при финансировании поставки техники напрямую с завода изготовителя, минуя российских посредников. Спектр данных вопросов очень широк и зависит от различных параметров каждой сделки.

Ответ

Известно, что каждый вид оборудования, передаваемого в лизинг, обусловлен своими нюансами с точки зрения страхования. Какова специфика страхования строительной техники?

Нюансов не так уж и много. Как уже упоминалось выше, страховые компании ограничивают район/регион эксплуатации техники, а также строительного оборудования. При расширении зоны страхования, соответственно, тариф увеличивается.

Также необходимо знать максимально допустимую скорость движения техники, возможность передвижения её по дорогам общего пользования самоходом или только на грузовой платформе, условия хранения техники — все эти параметры в корне могут поменять условия страхования.
Как правило, все страховые компании страхуют технику, а также оборудование с франшизой, что существенно уменьшает расходы по страхованию. Условия франшизы необходимо уточнять до заключения лизинговой сделки. На практике, специалисты «Балтийский лизинг» дают полную информацию по условиям страхования до вступления в сделку, за счет тесных и налаженных связей с ведущими страховыми компаниями.

Ответ

Строительному бизнесу присуща сезонность. Как это отражается на лизинге строительной техники?

Безусловно, часть техники и оборудования не могут работать в то или иное время года и оборудование может простаивать. Клиенту перед вступлением в лизинговую сделку необходимо тщательно спланировать график работы техники, возможность использования оборудования на других объектах или, например, сдача оборудования в субаренду, с разрешения лизинговой компании. Всё это говорит о том, что задержка лизинговых платежей ни при каких факторах, в том числе и сезонности не допустима! Сезонность — это сложный период времени, который необходимо учитывать лизинговой компании при заключении договора с клиентом. На данный момент реализовать какую-либо схему с отсрочкой лизинговых платежей на период сезонности достаточно сложно, в том числе с позиции уплаты процентов по лизингу, списания аванса и начисления амортизации. Большинство лизинговых компаний предпочитает не брать на себя такой вид риска. Если какая-либо лизинговая компания и разрабатывает программы с отсрочкой платежа, то, на мой взгляд, это достаточно рискованно и условия отсрочки самой лизинговой сделки и её параметров, скорее всего, будут намного выше рынка.

Ответ

Какова доля договоров лизинга строительной техники в общем объеме договоров Вашей компании? Планируется ли увеличение этой доли?

Эта доля составляет 22% от общей доли договоров ГК «Балтийский лизинг». Увеличение портфеля зависит от многих параметров — в том числе: состояние самого рынка строительного оборудования, состояние банковского рынка и сектора рыночной экономики. Всё это, безусловно, влияет на динамику портфеля. Учитывая эти показатели, а также продолжение увеличения темпов строительства, можно предположить увеличение доли строительного оборудования в портфеле.

Ответ

Существуют ли в Вашей компании специальные программы лизинга строительной техники?

В компании «Балтийский лизинг» действуют специальные условия на розничный лизинг спецтехники. Авансовый платеж для клиентов компании — от 10% стоимости имущества при сумме сделки до 10 млн рублей. Срок лизинга — до 36 месяцев. Также «Балтийский лизинг» предоставляет возможность выбора наиболее удобного графика платежей. С учетом предпочтений лизингополучателя компания предлагает аннуитетную, ступенчатую, ускоренную или иную по согласованию с клиентом систему выплат по договору лизинга.

Ответ

Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития лизинга строительной техники в России?

Лизинг строительной техники будет развиваться и дальше: темпы развития лизинга пропорциональны темпам развития строительства. Несмотря на относительное снижение темпов и смещение доли строительства в сторону регионов, лизинг по-прежнему будет востребован. Всё больше и больше руководителей предприятий оценили эффективность механизма лизинга и используют его уже не как инструмент привлечения финансирования, а как высокоэффективный экономический механизм.
На рынке лизинга будут постепенно снижаться требования по авансу, будут появляться новые программы по лизингу техники. Еще раз подчеркну, что выиграют те, кто будет наиболее эффективно работать по формуле (Поставщик + Лизинговая компания) = Довольный Клиент.
В свою очередь наша ГК «Балтийский лизинг» будет только наращивать влияние на рынке строительного оборудования за счет проведения сделок гораздо быстрее наших конкурентов. Обладая опытом проведения сделок с участием иностранных банков, мы сможем предложить нашим клиентам уникальные условия по финансированию техники. Имея за плечами положительный опыт работы с нашими клиентами, наша компания всегда рада предоставить им такой высокоэффективный механизм, как лизинг, ведь самое главное в нашем бизнесе — это открытость к клиенту, прозрачность расчетов и доверие наших клиентов.

Ответ

Сейчас все больше строится складов класса «А». Это сложные в технологическом плане сооружения, которые отвечают требованиям самых взыскательных арендаторов и собственников. И по стоимости, доля технологического оборудования складского комплекса, в общей доле строительства зачастую превышает 50%, а средний размер современного склада начинается от 10 000 кв.м. Можно сказать, что оснащение склада оборудованием для лизинговой компании является довольно крупным проектом. Насколько рынок лизинга смог оценить риски именно комплексного оснащения склада для выработки полноценного лизингового продукта?

Действительно, за последние два-три года отмечается резкое увеличение строительства складских комплексов «под ключ», а также передача готовых помещений потребителю. Это обусловлено как и ростом товарооборота в российской экономике, так и повышенными требованиями потребителей (арендаторов) к составу имущественного комплекса и технологического оборудования складских помещений. Уже сейчас склады представляют собой не просто быстровозводимые конструкции, а сложные сооружения, использующие современные тепло- и энергосберегающие материалы и технически сложное оборудования для поддержания климата и прочих условий, для хранения того или иного продукта. С ростом технологий и требований — растет и стоимость строительства, которая впоследствии выражается в стоимости складских услуг, для конечного арендатора.

Сложность строительства заключается именно в финансировании проектов строительства, когда компания девелопер, остро нуждается в деньгах. Безусловно, можно воспользоваться услугами лизинга, как финансовым инструментом привлечения дополнительных средств. Но перед лизинговой компанией встаёт сразу несколько вопросов. Если и с технологическим оборудованием (как правильно замечено что стоимость может превышать 40 — 70% от стоимости самого строительства) лизинговой компании всё понятно, то с лизингом самого сооружения возникают вопросы. Здесь всё зависит от того, какое имущественное назначение будет у самой конструкции склада: можно построить и зарегистрировать склад как недвижимое имущество, а можно построить как быстровозводимую конструкцию (существует специальный код ОКОФ для этого типа имущества, с присвоением соответствующей амортизационной группы). Если мы говорим о варианте с недвижимостью — то здесь возникают все многочисленные риски, связанные с лизингом недвижимости, а также невозможностью участия лизинговой компании в финансировании строительства. Что касается лизинга быстровозводимых конструкций — то лизинговой компании к оценке рисков надо подходить с разных сторон. В зависимости от схемы строительства, будет и меняться схема финансирования. На практике, фирма-строитель обычно выступает строителем склада и впоследствии, после окончания, становится собственником складских помещений. Девелопер может выступать одновременно, как и производителем самих конструкци, так и строителем склада — в этом случае может применяется схема возвратного лизинга, или может закупать конструкции у стороннего поставщика — в данном случае осуществляется стандартная схема лизинга с приобретением имущества у стороннего продавца.

В этой связи разработать и предложить полноценный, универсальный лизинговый продукт, учитывающий все нюансы, на мой взгляд не возможно. По опыту лизинговых сделок, лизинговая компания берется за финансирование именно комплекса технологического оборудования: климатических систем, систем погрузки-разгрузки. Безусловно, решение о финансировании того или иного имущества принимается после анализа ликвидности имущества и оценки финансовых и имущественных рисков. Например, по опыту, если потребуется финансирование комплекса малогабаритных легкоперемещаемых холодильных устройств (например для хранения мороженного) — то лизинговая компания вряд ли пойдёт на такую сделку. Что же касается сложных технологических устройств, то оборудование финансируется на особых условиях оплаты: к примеру одно из условий таково, чтоо оставшаяся часть стоимости (до 30%) финансируется лизинговой компанией только после ввода в эксплуатацию всего оборудования имущественного комплекса.
Необходимо заметить, что всё-таки такие сделки достаточно сложные не только из-за высокой стоимости проектов, а в следствии повышенных требованиям к Лизингополучателю, но и из-за большого количества имущества, передаваемого по договору лизинга — установку, комплектность и правильность работы которого необходимо четко контролировать.

При таких сделках, лизинговой компании при анализе, также необходимо учитывать, что излечение прибыли арендодателя будет происходить от сдачи в аренду складских помещений вместе с оборудованием, которая является собственностью лизинговой компании. Это допускается лишь с разрешения лизинговой компании, ведь в помещении находится дорогостоящее оборудование, купленное и оплаченное самой лизинговой компанией. Именно поэтому лизинговые компании предпочитают вступать в сделку только с крупными компаниями, собственниками складских помещений.

Ответ

Основной спрос на крупные складские площади предъявлен со стороны крупных продуктовых сетевых ритейлеров, которым нужны комбинированные склады: сухие (отапливаемые), охлаждаемые (0...+5 0С) и морозильные (-18...-24 0С). Соответственно для этого требуется широкая линейка оборудования по комплектации и взаимодействие с множеством поставщиков. Есть ли сейчас на рынке лизинга предложения по комплектации складов «под ключ»? Можете ли привести примеры и отметить тенденции в этом направлении. И в частности, какой у вашей компании опыт в данной сфере?

Если говорить о предложениях по складским помещениям «под ключ», то здесь можно выделить несколько групп поставщиков. Задача комплектации складского комплекса полностью ложится на их плечи. Однако на мой взгляд, не многим удается найти оптимальное решение по взаимодействию со всем комплексом оборудования. На практике, складские комплексы строятся под конкретных заказчиков, которые диктуют свои особые условия и требования к складским помещениям и в большинстве случаев, почти всегда, требуются т.н. комбинированные склады — часть склада к примеру с отрицательно температурой, часть с определенной влажностью и т.д. Именно поэтому фирма-строитель вынуждена дополнительно сотрудничать с бОльшим количеством поставщиков оборудования, приобретая имущество у разных продавцов.

Я считаю что, теоретически можно предложить такую схему, где фирма-строитель приобретает всё необходимое имущество и оборудование на себя, и впоследствии сдаёт его по схеме возвратного лизинга. Или проводить сделку оформляя лизинг стандартно и покупая каждое оборудование отдельно у каждого поставщика. Однако, здесь также есть свои нюансы. К примеру к климатической установке приобретаемой в фирме А, потребуется специальный, достаточно дорогой (стоимостью к примеру 1500 Евро) комплект фильтров продаваемый только в фирме Б и при условии что их нужно, к примеру, 20 штук — сумма набегает большая. Совершенно естественно, что Лизингополучатель попросит включить это в проект финансирования. А теперь сам нюанс: лизинговая компания не сможет вступить в лизинговую сделку с фильтрами (даже не смотря на то что сумма достаточно большая) так как фильтры являются расходным материалом и их невозможно поставить на Баланс предприятия.

В данном случае лизинговой компании необходимо строить договора таким сложным образом, учитывая приобретение имущества у разных поставщиков. При таких условиях, сделка и договор лизинга строится таким единым образом, что комплект фильтров идёт в составе климатического оборудования приобретаемого у одного поставщика, а комплектующие у другого — и всё это отражается в одном договоре лизинга. Только такое построение сделки позволит приобрести специфическое оборудование, особенно важное при хранении, к примеру, особых овощных культур. И такие сверхспецифические требования предъявляет арендатор комплекса, к арендодателю, который, что бы удержать клиента, обязан создать необходимые условия для хранения продуктов.

Ответ

Многие компании строят склады по технологии build-to-suit, что значит «под себя». Есть ли у вас специальные программы вхождения в проект еще на этапе строительства, где эксплуататором склада будет только одна компания? На каком этапе лизинговая компания подключается к процессу заключения договора и непосредственной поставке оборудования?

На данный момент таких программ нет. Этап строительства связан с определенными рисками. Мы готовы финансировать проекты с лизингом складского оборудования, но после ввода складских объектов в эксплуатацию. Возможно финансирование имущества, на этапе строительства, но без ввода в эксплуатацию, до тех пор, пока помещение под монтаж не будет готово. Такая схема применяется, в тех случаях, когда этап строительства уже подходит к концу, а сроки производства оборудования достаточно большие. Чтобы успеть поставить оборудование в срок, необходимо заранее заказывать и оплачивать оборудование.

Ответ

В большинстве складских помещений в России, степень износа оборудования достигает более 70%. Какие программы по модернизации оборудования через лизинговую схему может предложить ваша компания?

Специальных программ конкретно под складские помещения на данный момент мы не можем предложить, но мы готовы финансировать проекты модернизации любого вида оборудования, не противоречащего Законами. Причем сумма проекта ограничивается лишь требованиями и возможностями Лизингополучателя.

Ответ

Расскажите о категориях потребителей складского оборудования? Как отличаются требования, например, крупных логистических компаний, зарубежных сетевых компаний, средних и малых компаний? Отличаются ли лизинговые схемы, которые вы им предлагаете?

По опыту, крупные компании предъявляют свои требования в первую очередь к самому складскому комплексу, его составу оборудования и климатическим условиям хранения. Уже в последнюю очередь, требования предъявляются к лизинговой компании: минимальный аванс, минимальное удорожание, максимальные сроки. Схемы лизинга стандартны, однако для крупной компании выделятся персональный менеджер.

Ответ

Какие типы оборудования пользуются наибольшим спросом? Оборудование чьего производства охотнее всего берут в лизинг? Чем это обусловлено?

По опыту и количеству лизинговых сделок «Балтийский лизинг» я могу выделить следующие типы складского оборудования: погрузочное оборудование (различные погрузчики, лифты, тележки и т.д.), климатическое оборудование (кондиционерное, вентиляционное оборудование).

Современный Лизингополучатель почти всегда выбирает зарубежное оборудование, да и лизинговые компании финансируют намного охотнее оборудование зарубежного производства, нежели отечественное. Это связано как и с высоким уровнем качеством оборудование, так и с большими сроками гарантии.

Ответ

На западе широко применяется практика передачи в лизинг автоматизированных систем управления складскими комплексами, которые, по сути, являются специальным программным обеспечением. Готова ли ваша компания предложить подобную услугу. И если да, то, какие преимущества так называемый «IT-Лизинг» будет иметь по сравнению с покупкой?

Современная автоматизированная система управления почти всегда состоит из программного обеспечения, лизинг которого не возможен. Следовательно, мы не готовы предложить такую услугу.

Ответ

Каким параметрам потенциальный лизингополучатель должен соответствовать, чтобы воспользоваться услугой лизинга при оснащении складских помещений? Какие требования предъявляет ваша компания в таких вопросах? Насколько принципиален момент прав собственности на недвижимость? Насколько велика разница в рисках между лизингополучателями в случае если они арендуют или владеют складской недвижимостью?

Чтобы воспользоваться услугами «Балтийский лизинг» Лизингополучателю необходимо соответствовать нашим требованием — по финансовому состоянию, юридическим требованиям, а также требованиям к оборудованию. Для этого достаточно предоставить менеджерам «Балтийский лизинг» минимум документов.

Если говорить про финансовые требования то «Балтийский лизинг» придерживается классической схемы оценки финансового состояния. Поэтому основное внимание, безусловно, уделяется оценке кредитоспособности лизингополучателя. В зависимости от стоимости имущества — процедуры финансовой оценки делятся на упрощенную и стандартную. Соответственно требования по выполнению нормативных показателей при стандартной процедуре выше, по сравнению с упрощенной. В любом случае основными факторами являются показатели размера активов, выручки, кредиторской и дебиторской задолженности предприятия. При составлении заключения о кредитоспособности Лизингополучателя немаловажную роль играет и юридические факторы: состав учредителей, местонахождение предприятия, место использования оборудования и т.д. Мы также учитываем временной фактор работы предприятия: не менее 1 года. Относительно требований к оборудованию — то оно должна быть новой и приобретаться у официального поставщика.

Если говорить о лизинге складского помещения, как объекта недвижимости — то переоформление прав собственности на объект обязательно!

На практике существуют риски как и при аренде, так и при владении складской недвижимости. В последнем случае, рисков безусловно меньше — так объект недвижимости является собственностью предприятия, права на которые, зарегистрированы в государственных органах.

Ответ

Каковы тенденции развития лизинга складского оборудования? В каких секторах можно прогнозировать наибольший рост и с чем это связано?

На мой взгляд в первую очередь будет расти спрос на лизинг погрузочно-разгрузочной техники. Это связано как с обновлением материально-технической базы, так и с ростом технологий, мобильности и грузоподъёмности техники. Также немаловажно учесть, что предприятия используя все преимущества лизинга, окончательно убедятся в них и спрос на лизинг возрастёт.
Во-вторых, по моему мнению, ожидается всплеск потребности в лизинге недвижимости — этот рынок достаточно плотный, но сделок пока очень мало. Это связанно в основном с юридическими сложностями оформления лизинга недвижимости, а также с некоторой боязнью руководителей предприятий вступать в долгосрочные сделки с лизингом недвижимости.

Ответ

Машиностроение — это депрессивная отрасль Российской промышленности. Что является главной причиной тормоза для лизингового рынка в машиностроительных предприятиях?

Утверждение, что машиностроение — это депрессивная отрасль Российской промышленности, не совсем верно. Существуют успешные и развивающиеся предприятия. Однако, большинство из них находятся в состоянии стагнации. Основные причины — это старость и не обновление материально-технической базы производства, устаревшие технологии машиностроения и управления предприятием. Качество выпускаемой продукции не соответствует нормам. Абсолютно логично, что российский потребитель предпочтет выбор зарубежной продукции — безотказная работа приобретенного оборудования залог успеха предприятий, ведь простои в работе по вине, например некачественного элемента в конструкции, приведут к остановке работы предприятия и соответственно падению прибыли. Основываясь на имущественных рисках, быстром моральном устаревании продаваемого отечественного оборудования, а соответственно малой ликвидности такого типа имущества, Российские лизинговые компании вынуждены отказывать в финансировании проектов с таким видом оборудования. Более того, большинство российских поставщиков машиностроения с не удовольствием идут на встречу лизинговым компаниям: отказываются от дополнительного обеспечения, в форме обратного выкупа и не идут даже на ремаркетинг оборудования или помощь в реализации оборудования, в случае внезапного расторжения договора лизинга.

Необходимо поднимать качество производимой продукции, обеспечивать сервисную поддержку, производить технологичное оборудование, способное выполнять мультизадачные функции, постепенно отходить от «советского» типа ведения бизнеса и заинтересовывать прежде всего, конечного потребителя клиента/лизингополучателя машиностроительных предприятий.

Однако, «Балтийский лизинг» сотрудничает с рядом успешных предприятий российской промышленности, продукция которой пользуется успехом. С каждым днем, количество поставщиков оборудования растет вместе с качеством продукции, и я надеюсь в самом ближайшем времени, ситуация изменится в лучшую сторону.

Ответ

В какой отрасли машиностроения сейчас положительная динамика развития? И с какими отраслями охотнее работают лизинговые компании?

Основываясь на опыте и сделках «Балтийский лизинг», я могу выделить следующие отрасли: машиностроение, особенно тракторостроение, транспортное машиностроение всех видов, станкостроение. В целом, конечно, финансирование сделки практически целиком зависит от конкретного лизингополучателя, но безусловно, при анализе сделки учитываются имущественные риски, ликвидность оборудования и его принадлежность к отрасли. На мой взгляд наиболее востребованные отрасли машиностроения это — станкостроение. Потребность в приобретении такого вида оборудования есть всегда, соответственно потребность клиента в финансировании этого оборудования также присутствует.

Ответ

Предприятия в машиностроении нуждаются в быстром переоснащении основных средств для стимуляции роста производства. Лизинг для них должен быть самой перспективной схемой развития. Так ли это? С какими сложностями это сопряжено?

Технология и прогресс не стоят на месте. Необходимо решение новых клиентских задач и запросов. Соответственно, необходимо подстраивать оборудование и технологии, быстро реагировать на потребности рынка и переоснащать производство. Лизинг будет наиболее выгодным инструментом, при обновлении материально технической базы по многим факторам, самые важные из них: сохранение кредитной привлекательности предприятия, за счет оптимального соотношения собственного и заемного капитала, повышения эффективности использования оборотных средств предприятия, за счёт минимизации первоначальных расходов на обновление материально технической базы, снижение налогового бремени и т.д.

Сложности, как и везде — практически одинаковы: слабая ликвидность и количество активов предприятий, преобладание «серой» и управленческой отчетности, чрезмерная кредиторская задолженность предприятия, отрицательный оборотный капитал — все эти факторы препятствуют финансированию таких предприятий. В последнее время, при взаимодействии «Балтийский лизинг» с рядом руководителей предприятий машиностроения, выясняются факты частичного непонимания такого финансового инструмента как лизинг, а также полного отсутствия информации о лизинге вообще. «Балтийский лизинг» проводит соответствующие консультации руководителей таких предприятий, а также предлагает пути сбыта производимого оборудования при помощи лизинга. Зачастую сотрудничество начинается именно в помощи «Балтийский лизинг» в финансировании клиентов предприятий, а далее, уже сами предприятия финансируются в «Балтийский лизинг»

Ответ

Какой вид лизинга оптимально подходит для машиностроения? В чем его основные преимущества?

Классическая форма - финансового лизинг, с минимальной остаточной стоимостью. Оборудование амортизируется за короткий срок. Предприятие пользуется всеми преимуществами лизинга. Возвратный лизинг - будет также интересен для российских предприятий. Однако получение финансирования по возвратному лизингу сопряжено с некоторыми сложностями и в основном, лизинг предоставляется тем клиентами, которые уже имеют положительную кредитную историю в лизинговой компании.
Об оперативном лизинге, на мой взгляд еще рано говорить. В конце срока такой формы лизинга оборудования, имущество остаётся в собственности лизинговой компании, тем самым уменьшая стоимость самой сделки. Имущественные риски для лизинговой компании очень велики - предприятия машиностроительной отрасли пока не идут на такие формы сотрудничества с лизинговой компанией, как обратный выкуп имущества. Заниматься реализацией машиностроительного оборудования вышедшего из лизинга таким образом, что бы обеспечить прибыль от продажи оборудования и положительно «закрыть» договор лизинга, у лизинговой компании возможности нет.

Ответ

Предприятия все в большей мере сталкиваются и с такими проблемами, как недостаточная ликвидность активов, что сдерживает привлечение финансового лизинга. Существуют ли механизмы для устранения данной проблемы?

Финансовые специалисты компании «Балтийский лизинг», при оценке качества активов предприятия и его структуры, без труда отличат искусственно раздутые активы предприятия, от их реальных. Поэтому здесь не верно говорить о таком слове как «механизм». Решением проблемы малой ликвидности активов могут служить следующие пути: увеличение аванса, обратный выкуп оборудования Поставщиком, поручительство. В случае выполнения норматива ликвидности активов, сделка будет проведена в пределах лимита ликвидности активов без каких либо задержек. Если лизингополучатель не проходит по нормативам ликвидности, выход только один — поручительство другого юр. лица, либо дополнительного обеспечения, в противном случае последует отказ от проведения сделки.

Ответ

Учитывая специфику лизинга машиностроительной техники, существуют ли у компаний-лизингодателей особые программы для этой отрасли, к примеру, по страхованию рисков?

Даже если некоторые страховые альянсы и предлагают т.н. страхование финансовых рисков, то эксперты этой компании проводят свою, независимую кредитную оценку компании-лизингополучателя. Данная проверка хоть и минимальна по времени, но существенно сдвигает сроки. Четкого, выработанного механизма по страхованию финансовых рисков на данный момент нет.

Что касается особых программ по реализации продукции машиностроения, то «Балтийский лизинг» к примеру, в сотрудничестве с некоторыми компаниями производителями машиностроительной продукции, предлагает особые условия приобретения самой продукции, а также минимальные сроки оформления сделки, т.к. все этапы лизинговой сделки согласованы и достаточно проработаны, что очень немаловажно на сегодняшний день.

Ответ

Как известно, для машиностроительной отрасли очень важны «длинные деньги», которые банковский сектор ссужает весьма неохотно. Как ведет себя банк, если речь идет о лизинговой сделке? Отражается ли это на требованиях к лизингополучателям?

При проведении сделки важными факторами являются финансовое состояние лизингополучателя, его юридическая чистота, а также условия которые требует клиент.

Чем дольше срок лизинга, дольше деньги не возвращаются, тем больше риск. К таким проектам «Балтийский лизинг» подходит с более детальным рассмотрением, не только финансового состояния но и перспектив развития лизингополучателя, а также цели использования финасируемого оборудования.

Безусловно, если лизингополучатель запросит к примеру, финансирование приобретения мебели для гостиничного бизнеса, сроком на 5 лет — последует отказ в таком сроке и будет предложен более малый срок. В целом, желательно что бы срок амортизации, с учетом коэффициента ускоренной амортизации и срок лизинга оборудования совпадали.

Ответ

Вернуться к списку статей
Наверх