Архангельск Это ваш город? Да     Нет, выбрать другой
8 800 222 0 555 Заказать звонок
Заявка на лизинг
Архангельск Это ваш город? Да     Нет, выбрать другой
Отправить заявку
8 800 222 0 555 Заказать звонок
 
Главная Клиентам Финансовый лизинг Финансовый лизинг

Законодательная база лизинга в РФ

По мнению многих правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX века, а в странах Запада и Японии нашел широкое распространение в середине ХХ века как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанный с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. К этому же периоду относится появление первых специализированных лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки.

Во многих странах, относящихся к континентальному праву, в целях регулирования лизинговых операций были приняты отдельные законодательные акты, посвященные финансовой аренде (лизингу). В указанных законодательных актах разных стран имеются различия, например в терминологии для обозначения договоров, регулирующих лизинговые отношения, но несмотря на имеющиеся различия в терминологии и элементах, составляющих содержание договоров, регулирующих лизинговые отношения, по существу речь идет об одном и том же договоре.

В юридической литературе при анализе зарубежного законодательства о договоре лизинга обычно выделяют следующие его характерные особенности:

  • во-первых, в отличие от обычного договора аренды в пользование лизингополучателя передается технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой по его просьбе;
  • во-вторых, срок лизинга приближается к расчетному сроку полной амортизации лизингового имущества;
  • в-третьих, объем лизинговых платежей должен превышать покупную цену имущества, а разница составляет прибыль лизингодателя;
  • в-четвертых, по истечении срока договора лизинга лизингополучателю предоставляется право приобрести объект лизинга в собственность по его остаточной стоимости, при этом не исключается и возможность возобновления договора лизинга, либо возврат имущества лизингодателю;
  • в-пятых, для лизинга характерно освобождение лизингодателя от большинства обязанностей арендодателя;
  • в-шестых, лизингополучатель наделяется определенными правами и обязанностями в отношении продавца.

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира породило идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привело к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) «Конвенции о международном финансовом лизинге», подписанной в Оттаве 28 мая. (Оттавская конвенция). Российская федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале. (Федеральный закон от 08 февраля. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге»). Необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры с участием РФ, к каковым относится Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17.11.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный Указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июля. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им «Временное положение о лизинге».

Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 октября. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Так, п. 1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).

В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:

  • в качестве лизингодателя — юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • в качестве лизингополучателя- юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане — индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
  • в качестве продавца лизингового имущества — юридические лица — изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3).

Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.

Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав четкие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:

  • во-первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
  • во-вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
  • в-третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
  • в-четвертых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п. 6).
  • В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.

О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило свое действие на иные договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат).

Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п. 11).

С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нес ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п. 16).

Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п. 17–18).

Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялись в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:

  • сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
  • сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
  • вознаграждение лизингодателя;
  • сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
  • иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
  • Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п. 19).

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга мог быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п. 15).

В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п. 13–14).

Модель договора лизинга, вытекающая из Временного положения, по своим параметрам в основном совпадает с договором международного финансового лизинга, регулируемого Оттавской конвенцией, между ними все же имелись существенные различия.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 февраля. № 167.).

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября. № 158-ФЗ финансовая аренда (лизинг) была отнесена к лицензируемым видам деятельности. Позднее действовало Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 февраля. № 80 «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации».

В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утвержденном Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и нерезидентов.

Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга.

Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии — не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления ее действия, другие положения.

Все выданные лицензии заносились в реестр лицензий, который вел лицензирующий орган. Информация, содержащаяся в реестре, являлась открытой и предоставлялась юридическим лицам и гражданам в виде выписок на платной основе.

Положение четко регламентировало весь процесс лицензирования лизинговой деятельности и было призвано обеспечить права всех участников лизинговых операций, однако вступивший в силу 10.02.02г. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит в перечне лицензируемых видов деятельности финансовую аренду (лизинг).

После введения в действие с 01 марта. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили свое действия лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.

Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997–2000 годы». Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т. п.

Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.

Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября. и подписан Президентом РФ 29 октября.

Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.

Что касается международного лизинга, то при этом нельзя забывать, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).

Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нем норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.

Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:

  • Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т. е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
  • Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
  • В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью — разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.
Вернуться к списку статей