Ваш город Калининград Это ваш город? Да     Нет, выбрать другой
Заказать звонок
Отправить заявку на лизинг

Лизинг нацелился на рост

Прошлый год стал для лизинговых компаний гораздо хуже, чем 2008 год — падение рынка по итогам девяти месяцев 2009 года составило 70% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Однако во второй половине 2009 года наметилось некоторое оживление экономики, а в связи с этим и увеличение спроса на услуги лизинга. Объем нового бизнеса по лизингу автотранспорта уже в третьем квартале 2009 года вырос примерно на 30% по сравнению с началом года. С одной стороны, кредитные ресурсы стали более доступными, с другой стороны, стал расти спрос предприятий на финансирование, что говорит об общем росте деловой активности. Поэтому некоторые эксперты лизингового рынка считают, что самое сложное позади и "дно" пройдено, и даже предсказывают небольшой прирост отрасли в 2010 году — на уровне 10%.

При этом участники рынка лизинга автотранспорта считают, что этот сегмент восстановится одним из первых. Так, например, в одном из самых тяжелых периодов, в первом квартале 2009, по данным Рослизинга, его сокращение составило 37% против 60% в других сегментах. Что касается будущего, то, по прогнозам, в 2010 году рынок продаж автомобилей в РФ составит 1,5 млн штук, включая легковые и легкие коммерческие автомобили.

"Автолизинг — это наиболее прогнозируемый сегмент, — говорит Александр Рябцев, начальник отдела организации продаж ГК "Интерлизинг". — Легковой автомобиль нужен всегда, его приобретают предприятия вне зависимости от отрасли и вида деятельности. Этот сегмент оказался наиболее устойчивым к кризису, парк автотранспорта будет обновляться и расширяться".

Людмила Михайлова, директор департамента продаж компании "ПН-Лизинг", также отмечает, что на лизинге легкового транспорта кризис сказался не столь значительно, как, например, на грузовом, именно по причине его широкой востребованности у самых разных компаний. К примеру, прироста лизинга грузовой техники в ближайшем будущем не предвидится — рынок грузоперевозок, а также строительство сократились очень существенно и едва ли быстро восстановятся".

"С улучшением общей финансово-экономической ситуации и ростом бизнес-активности объемы лизинга автотранспорта будут увеличиваться, — считает госпожа Михайлова. — По итогам развития российского рынка лизинга за девять месяцев 2009 года на долю лизинга автомобилей приходится 19 процентов новых договоров".

В то же время ряд экспертов не ожидают, что в 2010 году произойдет восстановление прежних объемов, говоря, что это осуществимо не ранее 2011-2012 годов, поэтому компаниям следует крайне осторожно подходить к дальнейшему развитию бизнеса. В частности, внимательно отслеживать меняющиеся тенденции рынка. Например, они отмечают, что в прошлом году возрос интерес со стороны клиентов к возвратному лизингу и лизингу по схеме trade in.

"Основная волна кризиса миновала, и этот год будет более стабильным, чем прошлый, экономика начнет показывать рост, — говорит Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга и развития ГК "Балтийский лизинг". — По прогнозным оценкам, прирост ВВП может составить 3,1 процента, а инвестиции в основной капитал вырастут на 2,9 процента и для реального сектора экономики это открывает новые перспективы, что должно вызвать спрос на лизинговые услуги. Тем не менее, в экономике по-прежнему много рисков и остается угроза неплатежей со стороны предприятий-заемщиков".

В целом эксперты говорят, что в 2010 году лизинговым компаниям по-прежнему следует особое внимание уделять риск-менеджменту, анализу отраслевых рисков, потенциалу и динамике развития отраслей экономики. Важно понимать не только ликвидность предмета лизинга, но и уметь грамотно оценить финансовое состояние клиента, его бизнес, источники дохода, состояние и перспективы отрасли, в которой он работает.

"Выводы, которые сделало руководство нашей компании после первого года работы в условиях кризиса, конечно, коснулись в том числе и значимости прогнозных оценок развития бизнеса клиента и отрасли, ликвидности имущества, — продолжает господин Колесов. — Была осознана необходимость развивать отдельное направление работы по реализации изъятого имущества и организации централизованного его хранения. Также проявилась необходимость осуществления постоянного мониторинга наличия и качества переданной в лизинг техники на протяжении всего действия договоров".

Для минимизации кризисных рисков предприятиям необходимо более тщательно планировать финансовую деятельность (например, не допускать перекосов валютной позиции и разрывов ликвидности, то есть заключать договоры лизинга в валюте и на срок имеющихся или привлекаемых денежных ресурсов) и диверсифицировать бизнес. Из-за сложности прогнозирования экономической ситуации при заключении лизинговых и кредитных договоров стараться уменьшить ежемесячные платежи путем увеличения первоначального взноса.

Кроме того, компании отмечают, что сегодня для них как никогда важно сохранять привлекательность перед финансовыми институтами с целью оперативного получения финансирования, поэтому им самим необходимо соответствовать тем же требованиям, которые они предъявляют к своим клиентам — в частности, иметь максимально прозрачную финансовую отчетность. Наконец, важно иметь четкую систему маркетинга и продаж, так как и в период кризиса есть предприятия, бизнес которых растет.

"Кризис показал, как быстро все может поменяться и как важно иметь баланс между желанием получения сверхприбыли и осторожностью, — говорит Александр Рябцев. — Многие компании, прикрывавшие глаза на возможные долгосрочные риски в угоду прибыли, покинули рынок или находятся в тяжелом финансовом состоянии. Не менее важно быть внимательным и надежным партнером для своих клиентов — в тяжелое время проще работать с теми, кого ты знаешь и кому доверяешь".

Маргарита Арановская

Копирование материалов с сайта www.baltlease.ru без указания ссылки на источник информации запрещено.
Балтийский лизинг

Подписка

Пресс-служба

Санкт-Петербург
тел./факс: +7 (812) 670-90-80

Наверх