Топ-менеджмент компании «Балтийский лизинг» принял участие в VIII съезде Объединенной лизинговой ассоциации. В программу встречи вошли вопросы состояния и развития лизинга, сессия по диджитализации отрасли, а также традиционная дискуссия, касающаяся проведения реформы рынка.
Восьмой съезд ОЛА стал самым масштабным за последние несколько лет: участие в нем приняли 173 представителя 122 компаний. Кроме специалистов лизинговых организаций с программой мероприятия знакомились сотрудники банков, страховых и IT-компаний, а также персоны из правительства и общественных организаций.
Встреча началась с краткого резюме по деятельности лизингового рынка РФ и в частности самой ОЛА за 2017 год, а также частично за первый квартал 2018. Независимый взгляд на динамику рынка аудитории представил президент рейтингового агентства «Эксперт» Дмитрий Гришанков.
По его словам, лизинг в России развивается весьма активно, - с 2015 года совокупный объем нового бизнеса всех лизинговых компаний РФ вырос в два раза, благодаря чему лизинг состоялся как инструмент экономической политики страны. К тому же лизинг благотворно влияет на развитие МСП, доля которого в ВВП России также продолжает расти.
Отдельный информационный блок был посвящен реализации программ господдержки от Минпромторга РФ, в которых лизинговые компании выступают провайдерами. В этой части РА «Эксперт» тоже отмечает значительный прирост, - эффект от использования субсидий выразился в дополнительных 20% к объему нового бизнеса. Также Гришанков подчеркнул, что программы министерства по итогам 2017 года изменили структуру автолизинга: если еще в 2016 году сегменты грузового и легкового автотранспорта были представлены на рынке в равных долях, то сейчас сделки по грузовым авто занимают уже 57% рынка. Кроме того, представители Минпромторга в своих выступлениях отметили, что у программы по субсидированию спецтехники также большие перспективы, - только за прошлый год количество моделей специализированных машин, доступных для оформления в рамках льготного лизинга, достигло цифры 2821.
«Действительно, программы, проводимые Минпромторгом, оказали существенное влияние на повышение спроса на коммерческий транспорт и спецтехнику российского производства. Но надо понимать, что это была поддержка производителей и дилерских сетей. Правительство считает, что в настоящий момент эта задача выполнена, а денежные средства будут перенаправлены на другие нужды. Однако конечный потребитель привык к этим скидкам, о чем и говорили представители КАМАЗа, лизингодатели ждут возобновления программы. В настоящий момент коммерсанты лизинговой отрасли должны принять активную позицию, пояснять клиентам, что лучше не откладывать покупку автотранспорта, это поможет сэкономить больше, чем в сезон иллюзорных осенних скидок. Лизинг дает такие возможности», - отметил директор по развитию бизнеса «Балтийского лизинга» Валентин Карнарук.
Обсуждение реформы рынка лизинга, проведением которой занимается ЦБ РФ, по традиции вызвало ажиотаж. Представители отрасли по-прежнему не видят необходимости в этом процессе и уверяют инициаторов реформы в том, что лизинг и на сегодняшний день достаточно прозрачен, а также говорят о негативных последствиях грядущих изменений.
«Нововведения, которые планируются основным законопроектом, неизбежно повлекут рост издержек как на соблюдение требований ЦБ РФ, так и на соблюдение стандартов СРО. Между тем объективная потребность у клиентов в установлении всех этих формальностей отсутствует. На рынке лизинговых услуг конкуренция близка к совершенной, каждый клиент может выбрать ту компанию, совокупность условий финансирования и оказания услуг которой соответствует ожиданиям заемщика. Введение публичного регулирования не способно стимулировать какие-либо положительные изменения на рынке, предоставление услуг на котором естественным путем совершенствуется под влиянием здоровых рыночных механизмов», - поделился мнением руководитель юридической дирекции компании «Балтийский лизинг» Сергей Громов.