В то же время с 1 июля 2012 года вступила в силу новая версия инструкции по расчету достаточности капитала банков. Фактически она устанавливает повышенные коэффициенты риска (1,5) для значительной части корпоративных заемщиков, не относящихся к малому бизнесу, стратегическим предприятиям и оборонно-промышленному комплексу. «В новой инструкции предусмотрено важное исключение: при наличии кредитного рейтинга высокого уровня повышенный коэффициент риска не применяется, – уточняет Позднякова. – Поэтому формирование сильного лизингового рынка неосуществимо без особого внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости».
Универсальный и гибкий
Главное, чтобы кодекс не превратился в свод теоретических выдержек, а стал инструментом, который можно применять на практике. «Кодекс должен предоставить рекомендации, как управлять рисками, что нужно делать для эффективного управления рисками и почему ими нужно управлять, – рассуждает ведущий риск-менеджер компании „Интерлизинг“ Светлана Трифонова. – При этом его следует создавать с учетом применимости для лизинговых компаний любого объема и специализации».
Действительно, лизингодатели выстраивают модели по управлению рисками в зависимости от своего масштаба и рынков, на которых работают. Этот процесс существенно отличается у компаний с сотней сделок в год и с несколькими тысячами. «Поэтому в ряде случаев кодекс формируется достаточно мягко – с оговорками, что те или иные процессы компания может добавлять, удалять или совмещать, исходя из масштабов своей деятельности», – объясняет Роман Романовский. В частности, для компаний, специализирующихся на легковом автотранспорте, показатели оценки рисков будут менее жесткими.
По планам разработчиков, документ будет охватывать вопросы требований к организации системы риск-менеджмента, наличию регламентирующих документов, полномочий сотрудников подразделений риск-менеджмента. А также определять четкие требования к каждому этапу процесса управления рисками. «В кодексе мы подробно анализируем четыре основные группы рисков: операционные, кредитные, рыночные и риски ликвидности, – конкретизирует руководитель филиала компании „ЮниКредит Лизинг“ в Санкт-Петербурге Светлана Березина. – Это не значит, что другим рискам не нужно уделять внимания, просто эти четыре категории представляются нам наиболее актуальными для лизинговых компаний».
Фактор репутации
В ближайшей перспективе документ будет иметь рекомендательный характер и не затронет индивидуальные методики принятия решений конкретных лизинговых организаций. «В то же время в будущем, особенно в случае создания СРО (возможно, рынок созреет до этого и по иным причинам), кодекс может стать обязательным к применению для всех участников рынка», – предполагает Роман Романовский.
С одной стороны, участники рынка согласны с тем, что не стоит предписывать всем игрокам следовать данным канонам. Скорее документ станет методологическим пособием, даст представление об оптимальной организации процесса управления рисками, а также позволит многим лизингодателям на конкретных образцах разработать для себя документацию по риск-менеджменту. На взгляд Светланы Трифоновой, обязательное соблюдение принципов и методов управления рисками, изложенных в кодексе, не требуется, так как есть ряд успешных компаний, которые, возможно, работают не в соответствии с кодексом, но имеют оптимальный по риску кредитный портфель. Заставлять их перестраивать всю систему риск-менеджмента нецелесообразно.
С другой стороны, достичь основных целей, поставленных кодексом (прозрачности отрасли, роста доверия инвесторов, лизингополучателей и государства), по мнению авторов проекта, возможно при поддержке более 80% игроков рынка. При этом результатами деятельности рабочей группы должны стать полный текст кодекса, формализованные правила присоединения к нему, контроля соответствия деятельности компаний требованиям документа, а также правила исключения компаний из перечня соответствующих кодексу, считает Светлана Березина. Предполагается, что свод правил будет обязателен для исполнения теми компаниями, которые заявят о присоединении к нему. «В противном случае это дискредитирует саму идею единых минимальных стандартов риск-менеджмента в лизинговой отрасли. В будущем соответствие кодексу должно стать распространенным требованием для участия в тендерах на предоставление лизинговых услуг», – замечает Березина.
Контроль за соблюдением положений кодекса будет осуществлять Объединенная лизинговая ассоциация. «Мы находимся на первом этапе формирования документа, хочется создать полезный и содержательный инструмент, – резюмирует Татьяна Позднякова. – Думаю, на первоначальном этапе участники будут рады изучить кодекс и, возможно, внедрить его отдельные положения – ведь это ценнейший материал. Мы пока и сами не готовы повсеместно его внедрять, не говоря уже о том, чтобы мотивировать на это других». На данный момент внимание к проекту достаточно пристальное. И хотя в рабочей группе активно задействовано не так много участников, но это ведущие представители отрасли. Остальные лизингодатели занимают наблюдательную, но вполне доброжелательную позицию. «Создание кодекса одобрено профессиональным сообществом, иначе бы мы не взялись за это», – подчеркивает Позднякова.
Прошлый год для отрасли стал довольно удачным с точки зрения роста объемов нового бизнеса, несмотря на то что в отечественной и мировой экономике сохранялись кризисные явления.
Однако немало компаний в погоне за клиентами и в стремлении активно нарастить портфели снижали требования к клиентам. Ряд игроков на такие шаги подтолкнула ужесточившаяся конкуренция. В результате многие эксперты и консервативные игроки из числа лидеров рынка высказывали опасения, что забегающие вперед в плане раскручивания гаек лизингодатели рискуют вновь столкнуться с серьезным ухудшением качества портфелей. В 2013 году рыночные риски вряд ли уменьшатся, поэтому создание кодекса видится своевременной и разумной мерой. Тем более что о недостаточном регулировании и стандартизации лизинговой отрасли разговоры ведутся не первый год.
Однако очевидно, что для внедрения и распространения свода норм на рынке необходимы время и усилия. Если механизм обязательного применения этих правил вряд ли можно создать, то мотивирующим должен стать репутационный фактор. В глазах клиентов и банков лизинговые компании, полностью игнорирующие данный документ, должны котироваться ниже, а для этого необходима и просветительская работа.
Признак благонадежности
Начальник отдела управления рисками ГК «Балтийский лизинг» Ирина Горшкова:
– Кодекс стандартов по риск-менеджменту в лизинговой отрасли является добровольным. Скорее это рекомендации ведущих российских лизинговых компаний коллегам, как выстраивать систему риск-менеджмента. Необходимость создания кодекса обусловлена отсутствием внешних стандартов: чтобы повысить инвестиционную привлекательность отрасли, инициативная группа представителей лизинговой отрасли разработала общие правила. Это своего рода знак качества лизинговой компании – для кредиторов и клиентов ее переход на стандарты служит признаком благонадежности.
Есть ли у каждой лизинговой компании внутренний документ, сказать сложно. У нас он есть и затрагивает основные аспекты управления рисками. Создаваемый кодекс – более полный документ. Идея сформировать единые для отрасли стандарты возникла давно, а последствия кризиса, с которыми сталкивались компании, показали необходимость данных мер. Все эти риски актуальны и сегодня.