Стоимость лизинга коммерческого транспорта снижается в результате обострившейся борьбы за клиента. По оценкам лизинговой компании "СЛК", объем нового бизнеса в сегменте коммерческого транспорта в Петербурге в 2012 г. составил около 46 млрд рублей. В самой компании сегмент вырос незначительно — на 2 – 3%, причем наибольший рост здесь пришелся на тяжелый коммерческий транспорт. В ООО "ПЛК" объем нового бизнеса в данном сегменте также показал незначительный рост. По словам генерального директора Дмитрия Горизонтова, негативное влияние на спрос оказало введение утилизационного сбора на коммерческий транспорт, что заставило многие компании пересмотреть свои планы на приобретение нового транспорта.
В ГК "Балтийский лизинг", несмотря на введение утилизационного сбора и, как следствие, увеличение стоимости транспорта, прирост новых сделок в сегменте коммерческого автотранспорта по Петербургу оказался высоким и составил 55%. "В 2013 г. мы рассчитываем на прирост нового бизнеса в данном сегменте не меньше, чем по итогам 2012 г. к 2011–му. У нас запланирована масса интересных программ для клиентов, в том числе и с автопроизводителями", — озвучивает планы ведущий специалист отдела лизинга автотранспорта ГК "Балтийский лизинг" Арина Сигачева.
Рынок покупателя
Растущая конкуренция между компаниями приводит к упрощению условий по предоставлению транспорта в лизинг. Так, в 2012 г. в отрасли наблюдалось снижение размера аванса по договорам лизинга транспорта до уровня 15-20% при сроке 3 года.
В рамках специальных программ с импортерами некоторые лизинговые компании готовы предоставлять транспорт в финансовую аренду вовсе без авансового платежа.
"Мы наблюдали агрессивный выход на рынок игроков, которые ранее занимали более пассивную позицию. Это внесло свои коррективы в рыночную расстановку сил и существующую конкуренцию, — сетует директор СПб филиала "Европлан" Дмитрий Белодед. — Однако такие "агрессивные лизинговые продукты" зачастую являлись спланированными маркетинговыми акциями. А по факту условия сделки менялись в момент предоставления договора лизинга клиенту".
Высокий интерес лизинговых компаний к сегменту транспорта объясняется тем, что этот актив является высоколиквидным видом имущества.
"Рынок изобилует акциями и специальными предложениями по видам и маркам автотранспорта, что отчетливо характеризует рынок лизинга 2012 г. как рынок покупателя", — отмечает Сергей Юдин, директор управления клиентских отношений ЗАО "Альянс–Лизинг".
Впрочем, по мнению Дмитрия Горизонтова, маркетинговые усилия игроков рынка привели к тому, что большинство компаний достигли своего дна в части требований к клиенту и упрощения процедур и стоимости услуги.
В 2012 г. наметилась тенденция увеличения спроса клиентов на так называемый оперативный лизинг транспорта, сообщили в нескольких компаниях.
По мнению Елены Скубий, старшего менеджера группы лизинга автотранспорта Северо–Западного дивизиона "Интерлизинг", это связано прежде всего с изменением конъюнктуры рынка: "Клиентам выгоднее не выкупать автомобиль по истечении срока лизинга и тратить ресурсы на его ремонт или продажу, а взять у лизинговой компании новый, не требующий дополнительных инвестиций, и просто продолжать платить ежемесячные лизинговые платежи. Удобство оперативного лизинга еще и в его, как правило, большем, чем финансовый лизинг, сроке. А значит, оперативный лизинг дешевле для клиента".
Рост продолжится
В 2013 г. спрос на лизинг коммерческого транспорта превысит показатели 2012 г., ожидают участники рынка.
"По нашим прогнозам, рост в этом сегменте будет не очень высоким, порядка 10%, о чем свидетельствует достаточно стабильный, не ажиотажный спрос", — считает директор по лизингу ГК "ЗЕСТ" Юлия Бычкова.
На рост лизинга коммерческого транспорта в пределах 10–12% рассчитывают и в "Европлане". "На общем фоне снижения продаж автомобилей мы считаем, что это неплохой показатель", — говорит Дмитрий Белодед. В компании "СЛК" более оптимистичны в оценках и предполагают рост данного сегмента в целом на 15–20%.