Доля автомобилей, приобретаемых в лизинг, в структуре корпоративных продаж дилеров за последний год увеличилась вдвое. Бизнес стал активнее использовать лизинговую схему для пополнения своего автопарка. Так, доля автомобилей Skoda, приобретенных в лизинг, в общем объеме корпоративных продаж производителя по итогам 2012 года выросла с 14,7 до 17,4%.
У французского производителя Citroen 30% машин в России продается в лизинг. В Петербурге этот показатель пока ниже — около 17%.
"Мы считаем, что есть перспектива роста до 30%, так как наблюдается увеличение интереса к этой услуге", — ожидает коммерческий директор "Ситроен Россия" Жером Узель.
Для Nissan, напротив, в Петербурге доля лизинга всегда была традиционно выше, чем в других регионах. В среднем здесь реализуется в лизинг около 35 – 40% автомобилей в корпоративных продажах марки, сообщили в представительстве марки.
В "Аксель–групп" сегодня около 10% машин приобретается в лизинг. "В основном мы нацелены на работу с лизинговыми компаниями от импортера: "БМВ Лизинг" и "Фольксваген Груп Финанц". Их задача — в первую очередь помочь дилеру продать автомобиль, предлагая самые низкие ставки и максимальные скидки", — говорит Татьяна Маклакова, исполнительный директор ООО "Аксель–Брокер"
В целом, по данным аналитиков CARCADE, в течение 2012 года доля автолизинга в общем объеме корпоративных продаж по легковым и легким коммерческим автомобилям выросла с 10 – 15% до 20 – 30%.
"Во многом данный рост стал следствием ужесточения конкуренции в сегменте автолизинга: с приходом новых игроков лизингодатели стали вести себя более активно и агрессивно, информационный поток о преимуществах финансовой аренды для бизнеса увеличился, в результате увеличилась и осведомленность предпринимателей о выгодах приобретения автотранспорта в лизинг", — считает Алексей Смирнов, генеральный директор CARCADE Лизинг.
Ставки снижены
Росту доли финансовой аренды способствовало и снижение ставок по договорам автолизинга. В 2012 году впервые за историю рынка они приблизились к ставкам по автокредитованию. Это стало возможным благодаря появлению совместных программ лизинговых компаний с производителями и автодилерами, в том числе программ с удорожанием от 0%.
В январе 2013 года стартовала собственная программа "Ситроен Лизинг" — классический финансовый лизинг с авансом от 10%. "Одно из преимуществ покупки в лизинг автомобилей "ситроен" — специальные договоренности, достигнутые "Ситроен Россия" с лизинговыми компаниями. Это позволяет клиенту сэкономить на процентах, а компании "Ситроен" — получить приток клиентов от лизинговых компаний", — объясняет Жером Узель.
В 2013 году Nissan запустил собственную программу "NISSAN FINANCE Программа Лизинга" при поддержке "ЮниКредит Лизинг". "Лизинг становится все более неотъемлемой частью предложения для корпоративных клиентов, и производители активно форсируют предоставление специальных условий с ведущими лизинговыми компаниями", — говорит представитель российского подразделения Nissan Татьяна Натарова.
Стирание границ
Услуга финансовой аренды все больше приобретает черты операционного лизинга: кроме финансирования лизинговые компании предлагают дополнительные сервисные решения, связанные с эксплуатацией автомобиля. Например, хранение и установка зимней резины, подбор страхового решения, техническое обслуживание на дорогах и прочее.
По мнению экспертов, популярность таких программ говорит о высоком потенциале для развития услуги оперативного лизинга в России. Пока же, согласно данным исследования, проведенным профессором Высшей школы экономики Виктром Газманом, в 2012 году сделки операционного лизинга составили только 3% от стоимости всех новых заключенных договоров. Одна из причин его низкой популярности — стремление лизингополучателей в конечном итоге иметь автомобиль в собственности.
"Круг клиентов по операционному лизингу пока ограничивается в основном клиентами с иностранным капиталом", — отмечает Михаил Лысков, начальник отдела лизинга автотранспорта ГК "Балтийский лизинг".
В 2013 году эксперты прогнозируют рост продаж легковых автомобилей в лизинг на уровне 5 – 15% при общем росте авторынка 5 – 7%. Отчасти способствовать этому будет усиление лизинговых компаний с участием государственного капитала, которые имеют самые доступные на рынке средства для финансирования своих клиентов.
"Положительно сказывается отмена налога на имущество — приобретение автомобиля теперь стало еще выгоднее, — добавляет Любомир Найман, руководитель марки Skoda в России. — С другой стороны, лизинговые компании сейчас находятся в ожидании принятия новых правил бухгалтерского учета аренды. Но о том, как это отразится на лизинге, можно будет судить только после принятия закона".