С начала года в разных сегментах рынка лизинга наблюдались разнонаправленные тенденции. По мнению участников, в итоге падение одних сегментов скомпенсируется ростом других. В будущем увеличении портфелей ведущие игроки сделают ставку на сервисную составляющую
Крупные инфраструктурные проекты достаются лизинговым компаниям с госучастием в капитале
Сначала года рынок лизинга вел себя неоднозначно. Если в предыдущие годы имел место общий тренд – одновременный рост или падение в разных секторах, то в 2013-м разные сегменты рынка развивались разнонаправлено. По данным «Эксперт РА», основной драйвер роста последних лет – лизинг железнодорожной техники – продолжил снижение: в целом падение по сравнению с первым полугодием 2012 года составило 48,3%. Объем заключения новых сделок с прочим имуществом вырос на 23%. Поскольку доля железнодорожного сектора в лизинговых сделках весьма существенна, итоговое снижение за первое полугодие составило 18%. Несмотря на замедляющиеся в количественном выражении продажи автомобилей в России (–7%), в сегменте лизинга легковых и грузовых машин виден рост в денежном выражении. При этом востребована как китайская техника, так и продукция премиум-брендов.
По мнению заместителя директора департамента развития ГК СЛК Ивана Сербаева, также есть тенденция разделения рынка лизинга в нынешнем году на три категории по размеру сделки. В сегменте крупных и очень крупных сделок наблюдается достаточно быстрый рост портфелей компаний, имеющих доступ к «длинной» ресурсной базе (это в первую очередь предприятия с участием в капитале госбанков), работающих, например, в сегменте авиационного транспорта. Также здесь проходят лизинговые сделки с бюджетным участием (коммунальная техника для городов-миллионеров). Для такого рода сделок сегодня характерен уже формат не столько финансового лизинга, сколько операционного. «Сектор крупных сделок оказался сильно подвержен конъюнктурным изменениям и зависим от реализации тех или иных крупных проектов, часто связанных с политикой государства. Впрочем, можно отметить очень позитивную активизацию в сегменте авиализинга. Крупные сделки и игроки перешли в этот сегмент», – добавляет вице-президент EUROPLAN Александр Михайлов. Отметим, что с учетом складывающихся тенденций в числе ведущих 10 лизинговых компаний России растет присутствие государственных и квазигосударственных. В сегменте средних сделок (от 10-15 до 200 млн рублей), наблюдается некоторое снижение активности: средние компании, пережившие в 2009 году последствия кризисного 2008-го и, соответственно, сформировавшие свои парки техники в 2010-2011-м, еще не прошли цикл, требующий обновления оборудования. При этом неохваченные потенциальные клиенты в этом году на фоне осторожных прогнозов экономического роста откладывают инвестиционные планы на лучшие времена. Исключение, впрочем, составляют те, кто готов вкладываться в приобретение автотранспорта (как грузового, так и пассажирского) и спецтехники, работающей на природном газе.
В сегменте розницы (сделки до 5 млн рублей) заметного роста или снижения, по мнению Ивана Сербаева, не наблюдается.
Хорошую динамику демонстрируют лизингодатели, чья профильная специализация – автолизинг (в том числе розничный). По итогам рэнкинга лизингодателей, составленного аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад», значительный прирост нового бизнеса в СЗФО в первом полугодии 2013-го по отношению к первому полугодию 2012-го имели автолизинговые компании: +70,8% у «CARCADE Лизинг», +48% у EUROPLAN.
«Выраженный рост нового бизнеса компании в Северо-Западном регионе обусловлен значительным расширением сети продаж CARCADE в Санкт-Петербурге: открыты три представительства, одно из которых курирует продажи лизинга грузового транспорта. Все новые представительства в этом году вышли на запланированный уровень продаж. В перспективе ожидаем стабильный прирост как сегменте легкового и легкого коммерческого, так и в сегменте грузового транспорта», – комментирует генеральный директор «CARCADE Лизинг» Алексей Смирнов. «Прирост нового бизнеса обусловлен только кропотливой работой в сегменте автолизинга – постоянным улучшением нашего предложения. Мы в числе тех, кто открывает услугу для совершенного новых клиентов, ранее не пользовавшихся лизингом при приобретении автотранспорта. Мы привносим в лизинг прочие связанные с автомобилем услуги, так как покупатель транспортного средства (ТС) все равно сталкивается с многочисленными вопросами от регистрации и гостехосмотра до ежегодного технического обслуживания, управления расходами на горюче-смазочные материалы и последующей продажи ТС. Везде мы стараемся сделать лучшее предложение», – объясняет динамику бизнеса у EUROPLAN Александр Михайлов.
У компаний, принявших участие в рэнкинге аналитического центра «Эксперт Северо-Запад» по СЗФО, в среднем прирост нового бизнеса в первом полугодии 2013-го по отношению к первому полугодию 2012-го составил 22,6%, с разбросом от –53% до +95%. Средний прирост количества заключенных договоров составил 8,4% с разбросом от –55% до +92,5%. Компании, столкнувшиеся с падением объемов нового бизнеса и количества сделок, объясняют эту ситуацию, в частности, инерцией конца прошлого года:
«В начале четвертого квартала 2012-го стало очевидно замедление темпов прироста рынка лизинговых услуг, можно сказать, началась стагнация. Именно это повлияло на темпы прироста новых сделок в 2013-м. Сейчас ситуация выравнивается и, по нашим прогнозам, размер нового бизнеса «Петербургской лизинговой компании» за 2013 год превысит показатели 2012-го», – комментирует гендиректор ПЛК Дмитрий Горизонтов. Снижение нового бизнеса «Балтинвеста» в СЗФО (–53% по новому бизнесу, –34,9% по количеству сделок) коммерческий директор компании Дмитрий Коваленко объясняет так: «За прошедший год компания сфокусировалась на развитии, усовершенствовании внутренних бизнес-процессов, их адаптации к рынку. Это сказалось на количественных показателях, но произведенные инвестиции в качественный рост и развитие окупятся в следующем году и позволят нарастить новый бизнес более чем на 50%. Кроме этого, в прошедший период имели место крупные сделки с железнодорожными вагонами. На 2013 год компания пересмотрела квоты на заключение договоров с подвижным составом».
Параметры сделки: стоим на месте
По мнению опрошенных лизингодателей, традиционные условия лизинга за последний год кардинальных изменений не претерпели. Авансы и ставки на минимальном уровне и в обозримой перспективе вряд ли снизятся.
«Лояльность предложений достигла своего предельного уровня, а дальнейшее увеличение диапазона параметров сделки либо не имеет смысла из-за отсутствия спроса (например, едва ли будет заметно востребован автолизинг длительностью более 5 лет), либо противоречит необходимым обеспечительным мерам, защищающим лизинговые компании от рисков», – говорит Алексей Смирнов. Стоимость лизинга снизилась, что идет вразрез с рыночной тенденцией роста ставок корпоративного кредитования, комментирует Александр Михайлов, добавляя, что снижение произошло вследствие сокращения маржи лизингодателей.
Лизинговые компании, ориентированные на банковские ресурсы для осуществления своей деятельности, констатируют: банки редко готовы вступать в сделки с авансом менее 20% первоначальной стоимости предмета лизинга, и только по самым ликвидным позициям он может составлять 10-15% (это касается автотранспорта). Сроки сделок, которые банки готовы финансировать, в основной массе находятся в пределах до 36 месяцев – это определяется низкой капитализацией российской банковской отрасли и отсутствующей долгосрочной ликвидностью.
«Работой с «нулевым» авансом каждому приходящему клиенту все лизингодатели уже «наигрались» до 2008 года. Те компании, что остались на рынке, сейчас достаточно взвешенно подходят к финансированию и закрытию рисков. Да, действительно, и сейчас встречаются и предложения и реальные заключенные сделки как с «нулевым» авансом, так и с «нулевым» удорожаем. Но зачастую это специальные программы по отдельным видам техники или условия для VIP-клиентов», – говорит руководитель отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов.
Однако имеет место тенденция к увеличению среднего срока лизинга. «Все больше лизингополучателей понимают, что «схемные» компании, предоставляющие имущество сроком на один год – а иногда и на 6-10 месяцев – да еще и с дегрессивными графиками (когда лизингополучатель выплачивает основную часть стоимости предмета лизинга в первые месяцы) – делают это не потому, что так выгодно лизингополучателю, как это декларируется, а потому, что так можно продавать лизинг под 30% годовых. Кроме того, такие лизингодатели просто сами не имеют доступа к долгосрочным кредитным ресурсам, поэтому вынуждены делать краткосрочный лизинг – но таких компаний становится все меньше», – комментирует Александр Михайлов.
С учетом сходных параметров сделки
у основных игроков и невозможности дальше снижать цену или аванс все опрошенные сошлись во мнении, что сервисная составляющая лизинговой услуги будет оказывать основное влияние на прирост портфелей.
Но есть и относительно новые интересные для ряда лизингодателей направления: «Перспектива – за работой с поставщиками-партнерами, органами субъектов федерации, субсидирующих часть платежей по лизингу, и специальными госпрограммами, предлагающими финансирование на более выгодных условиях для предприятий малого бизнеса, такие как программы МСП-банка», – говорит Евгений Колесов.
«В этом году мы крайне осторожно выстраиваем свою политику по принятию рисков, отсюда и наши планы – мы намерены сосредоточиться на сделках с компаниями с высокой долей государственного участия», – раскрывает будущую стратегию СЛК Иван Сербаев.
Опрошенные компании не отметили сколько-нибудь значительного спроса на возвратный лизинг. Из аспектов, не способствующих его развитию, следует выделить налоговые вопросы, а именно необходимость лизингополучателю уплатить в бюджет НДС в момент перепродажи предмета лизинга лизинговой компании. Нет и ясной сформированной позиции, что происходит с налогом на имущество при схеме возвратного лизинга движимого имущества в свете изменений в налоговом кодексе – практика в судах по подобным делам еще не сформирована.
«Портфель хороший»
В отличие от информации по уровню просроченной задолженности в банковской системе, на лизинговом рынке практически нет достоверных сведений о доле просрочки в портфелях лизинговых компаний. Крупнейшие лизингодатели, имеющие доступ к западному фондированию, а также размещающие облигационные займы, публикуют отчетность по стандартам МСФО на своих сайтах. Однако только 14 компаний смогли предоставить свои данные по стандартам МСФО для ранжирования в лизинговой отрасли. Особенно удивительно, что предпочли «отделаться» отчетностью по РСБУ даже дочерние предприятия иностранных лизингодателей, точно имеющие отчетность по МСФО.
«Думаю, что аналог показателя NPL 90+ по лизинговым компаниям в СЗФО и по стране в целом не сильно отличается от показателей просрочки банков», – говорит Иван Сербаев. Лизингодатели, принявшие участие в опросе аналитического центра «Эксперт Северо-Запад», заявляют низкий уровень просроченных платежей в своих портфелях – 0,1-4% портфеля.
Банки во главе угла
Традиционно основным источником финансирования деятельности лизинговых компаний остаются банковские кредиты, но лизингодатели стараются диверсифицировать фондирование, чтобы не зависеть от конкретного кредитора и соответственно не транслировать его требования на своих клиентов, а выстраивать собственную политику.
«Наша частная банковская система оказалась очень слабо капитализированной, и значительные суммы долгосрочных ресурсов сама привлекала из-за рубежа. Поэтому все сейчас смотрят в сторону государства как источника последней инстанции. Сейчас много примеров того, что быть частью банковского холдинга – не преимущество, а недостаток. Лизинг требует долгосрочных кредитов – а много ли сейчас, в условиях тотального дефицита кредитных ресурсов, финансовых конгломератов, продолжающих вкладывать в одно из своих самых ресурсоемких направлений в ущерб быстро оборачиваемым и прибыльным? Банки, привыкшие занимать за рубежом, сейчас сами ищут деньги. Поэтому вопрос, кому проще, стоит так: стабилен ли холдинг – материнская компания лизингодателя, и достаточно ли у лизингодателя собственных средств – если он независимый», – говорит Александр Михайлов.
«Доля кредитов в пассивах ООО «СЛК» на 1 июля 2013 года составляет около 65%. Наибольшая доля ссудного портфеля, приходящаяся на одного кредитора – немногим более 40%. Стоимость фондирования для клиентов зависит от многих параметров – финансового состояния клиента, масштаба его деятельности и ряда иных факторов, например умения его финансовых служб торговаться (правдивая шутка)», – отмечает Иван Сербаев. «Петербургская лизинговая компания работает с крупнейшими банками РФ, доля основного банка-кредитора примерно 28%», – говорит Дмитрий Горизонтов. У «CARCADE Лизинг» доля крупнейшего кредитора не превышает 15-20% всего портфеля; также компания активно использует инструменты фондового рынка, расширяя долю публичных заимствований.
Стоимость фондирования крупнейших и инвестиционно привлекательных лизинговых компаний можно определить по параметрам их облигационных займов. Ставки купона, которые платят крупнейшие лизингодатели – от 8% до 14% годовых. По оценкам экспертов ИК «Регион», организатора многих выпусков облигаций лизинговых компаний, «сравнивая развитие лизингового бизнеса в России и рынка долговых бумаг компаний этого сегмента, можно констатировать недостаточность последнего. Доля средств от размещения облигаций в совокупной ресурсной базе лизинговых компаний составляет порядка 5%. На рынках США, Канады, Западной Европы этот показатель значительно выше – 12-15%. В России в обращении находятся 70 выпусков долговых бумаг лизинговых компаний, а с рождения этого рынка в нашей стране состоялось погашение 32 выпусков, 6 выпусков аннулированы, еще по четырем эмитент допустил дефолт. Лишь 5% общего количества действующих лизинговых компаний решились на выпуск облигаций».
«Доля банковских кредитов в ресурсах EUROPLAN составляет около 50%, еще около 20% приходится на международные финансовые институты, около 30% – на выпущенные облигации», – комментирует Александр Михайлов.
Без падения
По итогам опроса, проведенного «Эксперт РА» среди топ-менеджеров лизинговых компаний, 54% руководителей считают, что рынок (объем новых сделок) в 2013 году вырастет не более чем на 10%. Порядка 20% участников рынка ожидают стагнации, и только 10% участников – сокращения рынка. Ощутимого роста рынка (более 10%) ждут только 16% руководителей.
По прогнозу аналитиков «Эксперт РА», в 2013 году рынок вырастет на 8% (что сопоставимо с годовой инфляцией) в соответствии с оптимистичным сценарием и останется на прежнем уровне (прирост 0%) в случае реализации пессимистичного сценария. И тот и другой сценарий во многом зависят от динамики рынка железнодорожной техники, пока демонстрирующего снижение. Вместе с тем рост автолизинга и имеющиеся крупные сделки в авиализинге способны скомпенсировать падение в железнодорожном секторе.