Предприятие рассчитывает возместить затраты на строительство баржи
Выборгский судостроительный завод планирует возместить затраты на строительство баржи "Атлант" с помощью механизма возвратного лизинга. Вчера был объявлен соответствующий конкурс на заключение договора с лизинговой компанией. Эксперты отмечают, что сегодня лизинговые схемы для судостроительной отрасли являются хорошей альтернативой банковским кредитам.
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) возместит затраты на строительство баржи "Атлант" с помощью механизма возвратного лизинга. Как рассказал "Ъ" генеральный директор завода Александр Соловьев, предприятие намерено заключить договор с лизинговой компанией на десять лет. В материалах госзаказа отмечается, что максимальная цена договора определена на уровне 1,038 млрд рублей. Заявки будут приниматься до 11 октября, победителя объявят 21 октября этого года.
Самопогружная баржа-площадка "Атлант" стоимостью около 600 млн рублей была введена в эксплуатацию в августе этого года. "Ее изготовление было необходимо осуществить в короткие сроки для того, чтобы начать строительство ледоколов для ФГУП "Росморпорт". Для строительства баржи были использованы средства, выделенные государством на ледоколы. Теперь для возмещения этих затрат необходимо привлечь долговое финансирование", — поясняет господин Соловьев.
Ведущий эксперт отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА" Роман Романовский отмечает, что, исходя из максимальной стоимости лизингового контракта с победителем, установленной ВСЗ, превышение лизинговых платежей над стоимостью судна составит около 400 млн рублей. Это, по словам эксперта, сопоставимо с расходами на кредит примерно под 13% на тот же срок. Впрочем, банки неохотно дают длинные кредиты на проекты в судостроительной отрасли, поскольку они долго окупаются и несут в себе определенные риски, говорит аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. "В этом случае лизинговые схемы выгодны для обеих сторон. Лизингополучатель может в короткие сроки получить средства, а лизингодатель застрахован от рисков, так как получает в собственность актив", — говорит господин Шенк.
Руководитель дивизиона компании "Балтийский лизинг" в Петербурге Андрей Бугров отмечает, что договор на десять лет для механизма лизинга нетипичен. Учитывая такие сроки, победитель тендера должен обладать доступом к длинным деньгам. Таким образом, в первую очередь поучаствовать в тендере будет интересно крупным лизинговым компаниям, аффилированным с банками ("Сбербанк Лизинг", "ВТБ Лизинг", "ВЭБ-Лизинг"). При этом в получении такого контракта заинтересованы и небольшие компании. "Такой контракт положительно отразится на имидже, может увеличить объем портфеля, что учитывается при составлении рейтингов, которые, в свою очередь, играют роль при работе с банками", — говорит господин Бугров.