Рынок лизинга, как и вся финансовая отрасль, столкнулся с торможением. Однако лизинговые компании пытаются адаптироваться к сложившимся условиям и найти силы, чтобы выжить и развиваться
Ренкинг лизинговых компаний по итогам 2014 года
Стоимость новых договоров лизинга, заключенных в течение 2014 года, сократилась по сравнению с 2013-м на 17,34%. Исходя из этого показателя специалисты Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики сделали вывод, что объем нового бизнеса на лизинговом рынке России в 2014 году составил 1,092 трлн рублей с учетом НДС. На 31 декабря 2014 года портфель лизинговых договоров (без учета их качества и реструктуризации задолженностей) вырос по сравнению с показателем годичной давности на 14,9% в рублях, но сократился на 33,2% в долларовом измерении.
Иными словами, российский рынок лизинга, как и прочих финансовых услуг, столкнулся с серьезным замедлением. Объемы портфелей пока растут, однако грядет неизбежное изменение как их структуры из-за реакции лизинговых компаний на кризис, так и снижение качества портфелей, что может больно ударить по всей отрасли. Тем не менее у лизинговых компаний есть заметные резервы. Во-первых, производительность труда, которая у российских игроков ниже, чем у зарубежных компаний-аналогов; во-вторых, возможность диверсификации как кредитной базы, так и лизингового портфеля. Но главное — освоение новых рынков и новых услуг.
Время подумать
Рынок лизинга погружался в кризис весь 2014 год. «Ситуация, в которой сейчас оказалась российская экономика в целом, а также инвестиционный процесс и рынок лизинга в частности, прогнозировалась достаточно давно. Уже в начале 2014-го было замечено сокращение объемов продаж на рынке автотранспорта по сравнению с предыдущим годом. Резкое падение цены нефти только усилило процессы торможения экономики, ведь инвестиционные бюджеты формировались исходя из ее стоимости 100 долларов за баррель. Повышение Центробанком ключевой ставки снизило инвестиционную активность большинства хозяйствующих субъектов — рынок инвестиций всегда быстро реагирует на общеэкономическую ситуацию в стране. Экономические и геополитические события 2014 года привели к тому, что и динамика рынка лизинга изменилась в сторону снижения», — комментирует итоги прошедшего года генеральный директор компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов.
«Прошлый год стал особенным не только для лизингового рынка, но и для всей экономики. В связи с санкциями, введенными западными странами по отношению к нашим крупнейшим финансовым институтам, у российской экономики в целом исчезла возможность привлекать дешевое долгосрочное фондирование. Соответственно, в текущей ситуации экономика России напоминает компанию, которая вынуждена жить только за счет собственных средств. От эффективности государственных расходов, в том числе на инфраструктурные проекты, сейчас во многом зависит состояние экономики страны в ближайшей перспективе. Безусловно, все это отразилось и на лизинговом рынке, так как лизинговые компании традиционно имеют невысокую долю собственных средств (достаточность капитала на уровне 10 процентов считается в отрасли высокой), и для них невозможность привлечь финансирование означает невозможность заключать сделки. Вторая существенная тенденция — ухудшение качества заемщиков, как текущих, так и новых, что вынуждает лизинговые компании тщательнее анализировать сделку и перспективы бизнеса клиента, ужесточать требования к финансовому состоянию и обеспечению», — так описывает ситуацию в отрасли генеральный директор компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.
Аналогию с кризисом 2008–2009 годов проводят и в «Сбербанк Лизинге». По словам генерального директора компании Кирилла Царева, с одной стороны, идет сокращение инвестиций в основные фонды и, как следствие, сокращение спроса на лизинг. С другой стороны, ожидается ухудшение финансового состояния клиентов и повышение требований банков к лизинговым компаниям. Все это станет для участников рынка серьезным экзаменом.
«Говоря о “выживании”, в первую очередь нужно говорить о качестве существующего портфеля. Если портфель лизингодателя сбалансирован и сформирован с учетом рисков, то компания пройдет этот кризис. Для тех, кто работает в рублевом сегменте, ослабление национальной валюты и, как следствие, рост стоимости уже поставленных предметов лизинга в рублях, особенно импортной техники, приведет к тому, что, по сути, вырастет рыночная стоимость переданных предметов лизинга, за счет чего улучшится обеспечение», — говорят в «Сбербанк Лизинге».
При этом предпосылки для успешного или неудачного прохождения 2015 года были заложены стратегиями лизингодателей в период с 2011-го по 2014 год. Чем агрессивнее была лизинговая компания, чем больше проявляла аппетит к риску — не только с позиций заемщиков, но и с точки зрения ликвидности, соотношения активов и пассивов в валюте, — тем сильнее дадут себя знать последствия изменений в экономике. «Но я верю, что большинство компаний уже имеют опыт преодоления прошлого кризиса, поэтому смогут выдержать и эти невзгоды», — оптимистичен в прогнозах Кирилл Царев.
Капитала всем не хватит
В ситуации неопределенности, в которой сейчас оказалась российская экономика, можно говорить о текущих вопросах и задачах, которые необходимо решить лизинговым компания. По словам Дмитрия Корчагова, прежде всего это поддержание размера лизингового портфеля, что позволит удерживать текущий уровень доходности, необходимый для инвестиционных программ развития. Одновременно необходимо проводить оптимизацию затрат, повышая производительность труда и эффективность бизнеса в целом.
В качестве примера можно привести компанию «Балтийский лизинг», которая планирует жестко администрировать лизинговый портфель в плане дебиторской задолженности, снизить «аппетиты к риску», отказываясь от крупных сделок, и по мере возможности участвовать в государственных программах поддержки лизинга, в том числе операционного. И при этом делать ставку на новые продукты, направленные на диверсификацию рисков. В частности, «Балтийский лизинг» считает успешным опыт сотрудничества компании с МСП банком — одним из немногих, кто не приостановил финансирование и не поднял ставки по действующим кредитам.
Во-вторых, компаниям необходима более глубокая дифференциация лизингового и кредитного портфелей — для повышения устойчивости лизингодателей. Речь идет о сокращении доли корпоративного бизнеса и наращивании доли розницы. Говоря о кредитном портфеле, нужно упомянуть развитие отношений с новыми банками-кредиторами и освоение механизма облигационного заимствования на внешнем рынке. Как считает Дмитрий Корчагов, в ближайшие годы путь публичных долгосрочных заимствований — один из наиболее перспективных, именно он поможет сделать бизнес лизинговых компаний максимально устойчивым к внешним изменениям.
Видят перспективу облигационного рынка и в «ТрансФин-М»: для повышения своей устойчивости компания еще в 2014 году рефинансировала портфель облигаций на сумму 25 млрд рублей, в результате чего пики погашения сместились на 2024–2025 годы. Кроме того, в декабре прошлого года компания разместила выпуск облигаций, конвертируемых в акции, на сумму 3 млрд рублей, а до конца текущего полугодия планирует разместить еще один выпуск на 3,5 млрд рублей.
По словам Дмитрия Зотова, «ТрансФин-М» активно работает с банками как в части сохранения действующих кредитных ставок, так и по открытию новых кредитных линий. Начал «ТрансФин-М» работать и с китайскими финансовыми организациями — Bank of China и China Construction. Помимо привлечения ресурсов компания корректирует свою стратегию в отношении целевых сегментов клиентуры: главная цель — сфокусироваться на импортозамещающих отраслях и развитии операционного бизнеса.
«Сбербанк Лизинг» предлагает в текущих условиях обратиться к опыту кризиса 2008–2009 годов. В частности, это означает наличие как проектов для малого бизнеса, так и крупных сделок. Безусловно, и тех и других контрактов станет меньше, чем два-три года назад, но продукт для платежеспособного клиента окажется более привлекательным. Вряд ли он станет дешевле, чем год назад, зато вырастет уровень сервиса и качество предоставления услуги. Тем самым, несмотря на сокращение объемов бизнеса, лизинг как финансовый инструмент должен и будет развиваться в 2015 году.
Сохранить клиента
«В настоящее время уже можно оценивать платежную дисциплину наших клиентов после имевших место колебаний в экономике, — говорит Дмитрий Корчагов. — Можно сказать, что просроченная задолженность выросла, но не критично. Пока все находится в пределах наших оценок ситуации и в рамках начисленного резерва. Возможно, что клиенты еще не в полной мере ощутили на себе кризис ликвидности. А возможно, повлияла переоценка стоимости имущества ввиду инфляции национальной валюты. Многие наши клиенты стараются выкупить имущество, приобретенное в 2012–2014 годах, поскольку аналогичное, но новое значительно выросло в цене». По его словам, если ситуация с банковским финансированием не улучшится, то серьезных проблем стоит ожидать ближе к осени текущего года. Значимым индикатором станет платежная дисциплина клиентов — ее состояние можно будет точно оценить уже в конце второго квартала.
В текущих условиях наибольшее значение приобретает ликвидность предмета лизинга, отмечает господин Корчагов. Наиболее ликвидными видами имущества являются автотранспорт и некоторые виды спецтехники. Корректируя специальные программы и создавая новые, большинство лизинговых компаний применяют стандартный набор мер, характерных для сложных периодов в экономике: увеличивают аванс, сокращают сроки финансирования, проводят более детальный анализ клиентов. От ряда наиболее рисковых продуктов пришлось отказаться, а также снизить лимиты и сократить сроки выборки по ряду ранее установленных лимитов.
«Балтийский лизинг» обновил розничные программы по основным типам предлагаемого имущества. В итоге его розничные продукты, с одной стороны, обеспечивают доступность финансирования для новых клиентов, с другой — их ответственность за свою финансовую устойчивость.
Похожим путем идут и в «ТрансФин-М». В частности, по действующим договорам компания намерена пересматривать ставки только в случае увеличения ставки со стороны банка, который профинансировал проект, — и в итоге выполнять роль буфера между клиентом и банком. Помимо этого в «ТрансФин-М», чтобы удержать клиентов, ведут с ними активные переговоры о сохранении ставок на прежнем уровне. В текущей ситуации любое увеличение ставки может только усугубить ситуацию для клиента и привести к неплатежам.
Диверсификация породит рост
По оптимистическому прогнозу «ТрансФин-М», в 2015 году падение объема новых сделок составит порядка 20%, при этом на конечную цифру объема сделок повлияет рост стоимости приобретаемого имущества — в ценах 2014 года падение было бы, безусловно, более существенным. В 2015 году нет экономических факторов для роста авиационного и железнодорожного сегментов; возможно, здесь объем будет формироваться за счет «переупаковки» ранее проведенных сделок.
По мнению Дмитрия Корчагова, в будущем году будут развиваться те отрасли, которые получат государственную поддержку, — в том числе отечественный автопром, сельское хозяйство, оборонный комплекс, инновационные производства, инфраструктурные строительные проекты (к примеру, возведение моста через Керченский пролив). По его словам, в сегменте лизинга автотранспорта возможно повторение ситуации, которая знакома по 2008–2009 годам. Автосалоны уже ощущают снижение продаж в связи с ростом цен на свой товар и общим падением спроса. Дополнительное влияние на снижение спроса в первом квартале 2015 года оказали ажиотажные покупки автомобилей в конце 2014-го. Восстановление спроса возможно во втором полугодии текущего года. Помочь в его стимулировании могут также госпрограммы по поддержке автопроизводителей, принятые Минпромторгом. Отдельным сегментом, который поддержит лизинговый рынок, могут стать сделки на вторичном авторынке. Однако существенно скорректировать динамику рынка и стать драйвером роста они не смогут.
Развитие рынка лизинга оборудования зависит от увеличения количества производств, ориентированных на импортозамещение. В 2015 году многие лизинговые компании отказались финансировать покупку оборудования. Тем не менее в «Балтийском лизинге» выражают готовность реализовать инвестиционные программы в различных отраслях, в том числе и на специальных условиях экспресс-лизинга оборудования по упрощенной процедуре с минимальным пакетом документов.