Архангельск Это ваш город? Да     Нет, выбрать другой
8 800 222 0 555 Заказать звонок
Заявка на лизинг
Архангельск Это ваш город? Да     Нет, выбрать другой
Отправить заявку
8 800 222 0 555 Заказать звонок
 
Главная Новости Хладнокровный подход Хладнокровный подход

Хладнокровный подход

В сегменте лизинга оборудования лизингодатели и предприятия придерживаются осторожной позиции и уделяют повышенное внимание каждой сделке

Фото: архив «Эксперта С-З»Падение спроса на лизинг оборудования в СЗФО пока не наблюдается, несмотря на снижение инвестактивности предприятий реального сектора. Однако поскольку данный вид имущества не обладает высокой ликвидностью, лизингодатели еще тщательнее изучают финансовую состоятельность потенциального заемщика.

Лизинг оборудования – это сегмент, который наиболее четко отражает тенденции в развитии экономики и, естественно, меняется в зависимости от них. В настоящее время он в целом стабилен, хотя предприятия более тщательно просчитывают каждую покупку. «В частности, стало меньше проектов Greenfield, по крайней мере обращений за лизинговым финансированием по ним немного, – говорит руководитель региональных филиалов „Райффайзен-Лизинга“ Андрей Донченко. – Скорее к лизингу прибегают предприятия, которые производят плановую замену оборудования или реализуют утвержденные ранее программы развития».

Отчасти это связано и с подходом самих лизинговых компаний, которые понимают, что сейчас вхождение в абсолютно новые бизнесы – сложный и рискованный шаг. И предприятия, и финансовые компании заняли осторожную позицию, досконально просчитывают все возможные риски. «Нельзя сказать, что анализ более глубокий – таковым он стал после кризиса 2008 года. Оценка теперь более комплексная, с неким критичным подходом», – уточняет Донченко.

Сравнительно невысокие темпы прироста в этой сфере обусловлены и тем, что эффект отложенного спроса, который наблюдался на рынке в 2010-2011 годах, себя исчерпал. «На тот период пришелся пик посткризисного роста сегмента, тогда основная часть предприятий переоснастили производство, – подтверждает руководитель Северо-Западного дивизиона компании „Интерлизинг“ Сергей Жарков. – Кроме того, на спрос в 2012 году негативно повлияло постепенное увеличение ставок на привлечение средств лизингодателями, что существенно сказывается на длительных сроках договоров лизинга оборудования».

Корректировка нон-стоп
К наиболее активным потребителям лизинга оборудования в первом полугодии можно отнести металлообрабатывающие предприятия, строительные компании, нефтяную, газовую промышленность и пищевые производства. «В последнее время постоянный рост спроса наблюдается на строительное оборудование: опалубку, бурильные и сваебойные машины, сварочное оборудование, генераторные установки, – рассказывает начальник отдела лизинга оборудования ГК „Балтийский лизинг“ Ксения Щекотова. – В сезон проведения сельскохозяйственных работ традиционно наблюдался спрос на соответствующую технику». Что касается металлообрабатывающего оборудования, то его востребованность связана с тем, что оно имеет широкий спектр применения в различных отраслях – от тяжелого машиностроения до мелкосерийного производства потребительских товаров, достаточно ликвидно и имеет развитый вторичный рынок.

По мнению Сергея Жаркова, весомая часть спроса в первом полугодии 2012 года пришлась на энергетическое оборудование и технику для добычи и переработки полезных ископаемых. Радуют лизингодателей фармацевтические компании: создание соответствующего кластера в Петербурге формирует потребность в лизинговом финансировании.

В качестве отстающей лизингодатели называют полиграфическую отрасль, где инвестиционный спад вызван, в частности, подорожанием сырья и повышением пошлин на импортные бумагу и картон. «Активный спрос в этой отрасли сохраняется в основном у компаний – производителей упаковки. В связи с развитием электронного документооборота и электронных носителей информации спрос на печатную продукцию сокращается, что, соответственно, снижает потребность типографий в полиграфическом оборудовании», – поясняет Щекотова. Просел и сегмент оборудования для предприятий общепита, что обусловлено насыщенностью рынка ресторанных услуг и настороженным отношением инвесторов к высокорисковым отраслям.

Лизингодатели в связи с неясностью экономических перспектив также выделяют для себя потенциально более рисковые сегменты, однако этот список корректируется в зависимости от тенденций в каждой отрасли. «Вовлеченность отечественной экономики в мировую, вступление в ВТО не могут не влиять на положение дел в отдельных отраслях, и лизингодатели это учитывают. На лизинговой отрасли напрямую отражаются колебания на мировых рынках, когда российские компании-экспортеры сталкиваются с изменением цен и спроса на свою продукцию, как это произошло с металлургами в текущем году», – отмечает Андрей Донченко.

Вопрос ликвидности
В последнее время финансовые институты стали более тщательно подходить к анализу потенциальных заемщиков, и лизинговая отрасль – не исключение. «Некоторое ужесточение требований к лизингополучателям произошло. Проекты потенциальных заемщиков рассматриваются подробнее, с акцентом на прогнозировании негативного сценария реализации сделки, – признает директор управления рисков компании „Альянс-Лизинг“ Дмитрий Заводяный. – Реже финансируются сделки, направленные на развитие нового направления бизнеса лизингополучателей. Приоритет отдается положительно зарекомендовавшим себя повторным клиентам, приобретающим ликвидное имущество».

Специфика сегмента оборудования еще и в том, что здесь, в отличие от розницы, нельзя сместить акценты в оценке рисков на предмет лизинга. Именно поэтому многие лизингодатели стремятся увеличить свое присутствие в розничном сегменте: он не настолько зависим от экономических колебаний и не предполагает таких сложностей с изъятием имущества и его реализацией, как в случае с оборудованием. «Розничный рынок, прежде всего лизинг автомобилей, – действительно лакомый для лизингодателей сегмент. Ни кризис, ни отмена ускоренной амортизации на ряд транспортных средств его не подкосили. Отрасль все это пережила и динамично растет. И в Европе этот рынок имеет высокий потенциал – если не по объему, то по уровню востребованности точно, – считает Андрей Донченко. – Это стабильный и прогнозируемый сегмент, работа в котором позволяет существенно диверсифицировать портфель. Кроме того, он очень технологичен. Безусловно, на начальном этапе выстраивание розничной сети, процедур анализа рисков – трудоемкие процессы, но когда эффективные технологичные решения внедрены, работа на этом рынке очень перспективна».

В рознице оценка рисков основана на активе: есть автомобиль, он ликвиден, застрахован, и его можно будет реализовать по прогнозируемой цене. Оборудование же реализовать в случае его изъятия у лизингополучателя намного сложнее. Не говоря уже о том, что большая часть оборудования уникальна и поставляется для конкретного клиента под определенные нужды. Кроме того, далеко не по всем видам оборудования сформирован внятный вторичный рынок, отчасти и потому, что некоторую производственную технику после демонтажа продать практически нереально.

«Перед заключением сделки в любом случае производится оценка стоимости оборудования, но часто едва ли не в ноль, так как у лизингодателя есть понимание, что расходы по изъятию, демонтажу, хранению, реализации такого имущества могут превысить общую стоимость предмета лизинга, – продолжает Донченко. – Если мы понимаем, что при реализации сможем закрыть хотя бы часть долга, то принимаем ряд рисков в отношении финансового положения заемщика. В ином случае концентрируемся исключительно на финансовой стороне деятельности компании в течение срока лизинга».

Банки при выделении лизинговой компании финансирования также настороженно подходят к рассмотрению сделок с оборудованием, особенно если оно уникальное и приобретается с учетом специфики конкретного предприятия. «Банковское фондирование по сделкам с оборудованием остается проблемой для частных лизинговых компаний. Банки неохотно берут в залог такой предмет лизинга из-за низкой ликвидности, проблем с изъятием или демонтажом. В первую очередь и банки, и лизинговые компании оценивают финансовое состояние лизингополучателя, сводя к минимуму риск изъятия имущества по сделке», – констатирует Сергей Жарков. В связи с низкой ликвидностью оборудования предъявляются повышенные требования к авансу по договору – в среднем от 30% стоимости имущества. Часто банки запрашивают бизнес-план или технико-экономическое обоснование проекта с подробным описанием будущих финансовых потоков, которые позволят осуществлять лизинговые платежи.

Разумеется, сроки сделок с таким имуществом больше, чем в розничном сегменте. В среднем они составляют три-четыре года, но могут достигать и восьми лет. Связано это прежде всего с длительными периодом окупаемости производства и сроком полезного использования оборудования. Тенденций к увеличению сроков финансирования на рынке пока не наблюдается. «Три-четыре года устраивают и предприятия, так как это средний срок окупаемости оборудования, позволяющий рассчитаться с кредитором, и лизингодателей, которые на этот период могут достоверно спрогнозировать сценарий развития бизнеса заемщика», – комментирует Андрей Донченко.

Градус внимания
В отличие от розничного сегмента, где ряд лизингодателей, стремясь выиграть в конкурентной борьбе, смягчают условия финансирования клиентов и несколько перегревают рынок, рискуя ухудшить качество портфеля, в сфере лизинга оборудования компании более хладнокровны. «В настоящее время активы лизингодателя сформированы по большей части качественным портфелем. Существенное ухудшение качества возможно при отступлении от корпоративного стандарта оценки рисков в пользу прироста клиентской базы и объема портфеля в ущерб его качеству. Рыночная ситуация не создает предпосылок для прогнозирования критического ухудшения качества активов и роста объема „плохих“ долгов у лизингодателей как минимум в полугодовой перспективе», – полагает Дмитрий Заводяный.

Тенденций к тому, чтобы компании стремились любыми путями нарастить объемы нового бизнеса, не наблюдается, на первом плане все же остается качество портфеля. «Лизингодатели хотят быть уверены, что клиент надежный, а уже потом определяют, какие конкурентные преимущества они могут ему предложить», – говорит Андрей Донченко. Примерно на 70% выбор предприятия в пользу конкретного лизингодателя определяется уровнем ставок. На втором месте – четкое взаимодействие в плане сроков рассмотрения заявки, подготовки документов, оперативности поставок. Так как оборудование может быть имплементировано в производственную цепочку клиента, важно, чтобы промедлений с доставкой не было.

Одна из наиболее интересных аудиторий для лизингодателей в сегменте оборудования – средние производства с годовым оборотом от 400 млн до 1 млрд рублей. Во-первых, работа с ними позволяет диверсифицировать портфель, во-вторых, они довольно активно пользуются лизингом, в том числе потому, что, в отличие от крупных компаний, не имеют возможности самостоятельно привлекать кредиты в зарубежных банках либо развиваться за счет собственных средств. У этой категории заемщиков есть преимущества и перед малым бизнесом: финансовую составляющую последнего трудно назвать прозрачной, что затрудняет для лизингодателей анализ клиента и повышает риски.

«Для лизингодателей средние компании – интересный клиентский сегмент: полностью сформировавшийся бизнес, производства, интегрированные в отрасль. Экономическая сущность таких предприятий понятна: у них выстроены цепочки поставок, есть производственные активы, они достаточно лояльны к услугам лизинга. Кроме непосредственно финансирования подобные компании ценят помощь лизингодателя в структурировании сделки, прохождении таможенных процедур, организации взаиморасчетов с поставщиками, если оборудование импортируется», – рассуждает Донченко. Далеко не каждое среднее предприятие имеет достаточный опыт проведения подобных процедур, и то, что лизингодатель берет на себя эти функции, – для них большой плюс.

Что касается крупного бизнеса, то, по наблюдениям специалиста финансового консультирования АКБ «БАНКО» Дмитрия Широкова, основными заказчиками лизинговых компаний были перевозчики (например, РЖД), авиакомпании («Аэрофлот», «Трансаэро»), а также государственные структуры, закупающие автотранспорт для своих нужд. В оценках перспектив развития данного сегмента лизинга участники рынка сдержанны. Пока они характеризуют настроение и предприятий, и лизингодателей как повышенное внимание и осторожность, однако признают: если не произойдет ухудшения ситуации в экономике, спрос пусть и небольшими темпами, но будет расти.

Заграница поможет
Начальник отдела лизинга оборудования ГК «Балтийский лизинг» Ксения Щекотова:

– Многие компании приобретают в лизинг импортное оборудование, и существуют инструменты, позволяющие снизить стоимость таких инвестиций. Возможно привлечение западного финансирования под поставку оборудования зарубежным поставщиком в Россию, когда иностранный банк выдает кредит под гарантии экспортного агентства по ставкам, действующим в стране поставщика – иностранного банка, через российский банк лизинговой компании. Поскольку ставки банковского кредитования в Европе значительно ниже, чем в России, лизинговая компания, в свою очередь, имеет возможность предложить клиенту более низкую ставку лизингового процента. Но договор лизинга в этом случае оформляется в валюте, в которой выдается кредит.

Работа по лизинговой схеме при импорте оборудования может быть интересна клиенту и по другим причинам. Заключение такого контракта на поставку оборудования требует специальных знаний: таможенного законодательства, валютного регулирования и прочих аспектов внешнеэкономической деятельности. Производственным компаниям, как правило, нецелесообразно держать в штате сотрудника, обладающего подобными компетенциями, так как приобретения такого рода обычно носят разовый характер.

При обращении в лизинговую компанию предприятие получает полный пакет услуг: подготовку контракта с учетом пожеланий клиента и с минимизацией его возможных рисков, проверку деловой репутации поставщика и его банка, согласование с поставщиком оптимального варианта доставки оборудования, помощь в выборе таможенного брокера и т.д. Специалисты лизинговой компании контролируют процесс и сроки доставки оборудования, правильность оформления отгрузочных документов, а выступая декларантом по контракту совместно с таможенным брокером, они участвуют в таможенной очистке поставляемого груза. 
 

Копирование материалов с сайта www.baltlease.ru без указания ссылки на источник информации запрещено.
Балтийский лизинг

Подписка

Пресс-служба

Санкт-Петербург
+7 (812) 670-90-80

pr@baltlease.ru