Невысокие темпы роста лизингового рынка, характерные для 2012 года, сохранятся. Но участников рынка это не пугает
Объем нового бизнеса лизинговых компаний Северо-Западного федерального округа (СЗФО), принявших участие в ренкинге аналитического центра «Эксперт Северо-Запад», по итогам 2012 года вырос на 15,3%. Эта цифра вполне укладывается в прогнозы, которые игроки рынка озвучивали в начале года. Такая динамика, впрочем, не означает, что лизинговый рынок стагнирует. Обеспечивать высокие темпы роста ежегодно – задача трудновыполнимая, с учетом того что база становится выше. Да и цель такую ставили перед собой в 2012 году далеко не все лизингодатели – многие концентрировались на качестве портфеля и более тщательном отборе клиентов в условиях экономической нестабильности.
Кардинальных изменений в лизинговой отрасли СЗФО в прошлом году не происходило, и тенденции, отмечавшиеся на рынке, вполне отражали общеэкономическую ситуацию. 15,3% прироста совокупного объема нового бизнеса участников ренкинга «Эксперта С-З» – это невысокие темпы, но они соответствуют умеренному росту экономики страны и невысокой инвестиционной активности бизнеса.
Впрочем, этот показатель можно рассматривать как вполне позитивный. Например, по итогам исследования лизингового рынка России, проведенного профессором НИУ «Высшая школа экономики» Виктором Газманом, сумма заключенных российскими лизингодателями в прошлом году договоров всего на 1,7% выше, чем в 2011-м. Тем не менее сохранение этого показателя на прошлогоднем уровне пока нельзя считать опасным фактором. Ведь 2011 год стал рекордным в стране по достигнутому объему нового бизнеса: по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», он составил 1,3 трлн рублей. Так что стабильность с этой точки зрения – уже хорошо.
Да и лизинговые портфели компании нарастили вполне достойно. По статистике НИУ ВШМ, прирост в федеральном масштабе равен 32,7%, по результатам нашего ренкинга – 24,8%. «Пока объемы нового бизнеса лизингодателей перекрывают выбытие договоров, что позволяет увеличивать портфель и говорить о вполне стабильном развитии рынка, – считает коммерческий директор ГК „Балтийский лизинг“ Владимир Наймарк. – Если объем новых сделок не будет расти в течение трех-четырех лет, это станет негативным фактором и портфели стабилизируются».
Локомотив притормозил
В 2012 году лизингодатели, в отличие от банкиров, не столь часто сетовали на низкую инвестиционную активность в СЗФО. Они констатировали малое количество интересных новых проектов, однако обновление предприятиями основных фондов, для чего лизинговые схемы используются часто и иногда предпочтительнее банковских кредитов, все же происходило. Например, в отраслевой структуре нового бизнеса участников ренкинга сегменты оборудования для пищевой и фармацевтической отраслей продемонстрировали одни из наиболее высоких темпов прироста – 142 и 145% соответственно.
Производственное оборудование пока занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме портфелей лизингодателей, но, по мнению директора компании «ПЛК» Дмитрия Горизонтова, сегмент развивается и для лизингодателей перспективен. «Конечно, этот предмет лизинга не столь прост в плане оценки и последующей реализации, как автомобильный транспорт, однако предприятия пищевой промышленности, обрабатывающие производства, изготовители упаковочной продукции вкладываются в модернизацию и готовы использовать для нее лизинг. Лизингодателям же нужно уметь работать с таким имуществом, так как оно требует иных подходов в риск-менеджменте и глубокого знания вторичного рынка», – уверен он.
Основным изменением в отраслевой структуре нового бизнеса лизингодателей стало сокращение объемов железнодорожной техники. По итогам ренкинга, сумма новых договоров в этом сегменте уменьшилась на 35%. По информации НИУ ВШЭ, удельный вес железнодорожного подвижного состава в объеме нового бизнеса российских компаний снизился с 49,4 до 40,8%.
Причина заключается в уменьшении спроса перевозчиков на вагоны, и многие производители уже снижают объемы выпуска этой техники, объясняет Владимир Наймарк. По его словам, пропускная способность железнодорожных путей недостаточна для объема подвижного состава, который существует у транспортных компаний.
На фоне низкого уровня координации перевозчиков увеличение парка подвижного состава не приводит к росту объема грузовых перевозок, в результате лишние вагоны простаивают. «Вполне вероятно, что общая невысокая динамика объемов нового бизнеса в 2012-м по сравнению с предыдущим годом во многом обусловлена сокращением именно этого сегмента лизинга, – продолжает Наймарк. – В денежном выражении он традиционно занимает весомую долю в бизнесе крупнейших игроков рынка из числа государственных компаний, а их показатели не могли не сказаться на общих результатах».
В свою очередь, транспортные компании стали более требовательно относиться к стоимости этой техники. По наблюдениям Горизонтова, цена на подвижной состав, упавшая после кризиса примерно на 30%, сейчас вновь выросла, но транспортные компании, рассчитывая стоимость оборудования в рамках лизинговой сделки, обязательно учитывают размер тарифов на перевозки, который должен быть соизмерим с лизинговыми платежами. Несмотря на определенное падение спроса на этот предмет лизинга, вагоны по-прежнему в стоимостном выражении будут составлять существенную долю в структуре нового бизнеса лизинговой отрасли и выступать одним из драйверов рынка в этом году, полагает Горизонтов.
Преждевременная лояльностьВ розничном сегменте, который традиционно активно растет, в 2012 году ситуация была неоднозначной. Весомая доля в ритейловом бизнесе лизингодателей приходится на легковой автотранспорт – во второй половине года здесь произошло замедление темпов роста. К концу прошлого года и в январе текущего автодилеры столкнулись с падением спроса на свою продукцию, у многих произошло затоваривание, так как при закупках они закладывали объем продаж на уровне 2011 года.
Это, конечно, сказалось на количестве новых лизинговых сделок. Однако, на взгляд руководителя отдела продаж лизинговой компании «Балтинвест» Ольги Мартыновой, данное явление вполне ожидаемо и некритично для лизингового рынка. Пик продаж легкового автотранспорта пришелся на 2011-й и первую половину 2012 года, что было обусловлено отложенным в кризис 2008-го спросом. Но, как правило, и физические лица, и организации меняют автотранспорт после двух-трех лет эксплуатации, за исключением премиум-сегмента. «Логично, что, обновив автомобили в 2011-м, многие лизингополучатели не делали этого в прошлом году, – замечает она. – Нам 2011 год позволил наполнить портфель такими сделками и добиться высокой степени его диверсификации, поэтому во второй половине 2012-го и до сих пор мы сконцентрировались на более масштабных проектах. В частности, драйвером роста можно назвать грузовой транспорт, спрос на который со стороны крупных предприятий остается на высоком уровне».
Ряд лизингодателей, напротив, усиливают присутствие в рознице, так как легковой транспорт несет меньше рисков по его реализации в случае изъятия, а процесс анализа рисков здесь более технологичный и поточный. Кроме того, сегмент более маржинален. «В рознице в прошлом году наблюдались две тенденции. Во-первых, конкуренция ужесточалась, многие компании усиливали свое присутствие в этой нише, в результате чего требования к клиентам становились лояльнее, что в целом повысило уровень рисков на рынке, – рассказывает Владимир Наймарк. – Во-вторых, компании делали акцент на разработке унифицированных пакетных продуктов, в которых уже просчитаны уровень рисков для каждой категории клиентов и соответствующая ставка. Конкуренция продолжала смещаться в область скорости принятия решений, простоты и технологичности розничных продуктов».
С тем, что уровень рисков в рознице вырос, согласен и Дмитрий Горизонтов. Немало организаций в погоне за клиентом возвращают такие условия лизинговых сделок, как минимальный авансовый платеж при приобретении автомобиля, сокращение пакета документов, многие также готовы финансировать предприятия со сроком работы менее года. «Такой подход предполагает неглубокий анализ сделки, и в случае ухудшения экономической ситуации подобные лизинговые компании столкнутся с валом „плохих“ долгов, – убежден Горизонтов. – Что же касается усиливающегося интереса участников рынка к розничному сегменту, то он обусловлен тем, что это более простые продукты. Сложными сделками готовы заниматься меньше игроков».
Угроза для малыхВ розничном сегменте также наблюдался рост интереса лизингодателей к малому бизнесу. Прежде всего, поскольку такие клиенты позволяют диверсифицировать портфель, а кроме того, здесь присутствует высокий неудовлетворенный спрос на заемные деньги. «Малый бизнес менее рискованный заемщик и потому, что он отличается низким уровнем закредитованности, в отличие от крупных компаний, многие из которых живут исключительно на кредитные деньги», – добавляет Ольга Мартынова. По ее словам, предприниматели в прошлом году были довольно активными клиентами лизингодателей, несмотря на то что условия существования малого бизнеса в стране не улучшаются. Скорее наоборот.
Например, с января 2013 года ставка страхового взноса в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС) для индивидуальных предпринимателей (ИП) увеличилась в 2,3 раза, что уже подвигло значительное количество владельцев такого бизнеса официально прекратить свою деятельность. Пока лизингодатели не ощутили проблем с обслуживанием договоров со стороны ИП, отмечает Мартынова. Но вполне вероятно, что процесс снятия малого бизнеса с учета в налоговой инспекции только начался, и в перспективе он может повлиять как на объем просрочки по таким сделкам, так и на уровень спроса ИП на лизинговое финансирование.
Пока малый бизнес охотно инвестирует в обновление и расширение автопарков, констатирует генеральный директор «CARCADE Лизинга» Алексей Смирнов. «Можно даже сказать, активнее, чем в начале 2012 года, когда в ожидании результатов выборов предприниматели очень осторожно планировали и развивали свою деятельность», – уточняет он. Если же тенденция к закрытию бизнеса ИП продолжится, возможно, уходящие в тень предприниматели будут пытаться развивать свой бизнес, приобретая оборудование и автотранспорт как физлица.
«Однако для многих малых компаний переход от лизинговых схем к кредитам для физических лиц окажется невыгодным с точки зрения как процедуры получения финансирования, так и оптимизации затрат на приобретение и эксплуатацию оборудования и транспорта. Сегодня лизинг – более доступный инструмент финансирования для предпринимателей, чем автокредит для них же, но как для физических лиц», – подчеркивает Смирнов. Ведь банк, предоставляя автокредит физическому лицу Иванову Ивану, несет более высокие риски, чем лизинговая компания, финансируя этот же автотранспорт для ИП «Иванов И.». Потому что транспортное средство в течение всего договора лизинга остается в собственности у лизингодателя, тогда как кредитный автомобиль находится в собственности у заемщика и банку приходится прикладывать немало усилий, чтобы вернуть его в случае неисполнения заемщиком обязательств.
Дорогой банк
Вслед за ростом ставок по банковским кредитам в 2012 году увеличился и размер среднего удорожания по лизинговым договорам – на 1,5-2%, так как по большей части лизингодатели фондируются в кредитных организациях. Однако повышение стоимости лизингового финансирования не оказало позитивного влияния на маржинальность сделок. «Это всего лишь следствие удорожания фондирования, а кроме того, зачастую возможность привлечь клиента зависит от того, насколько лизингодатель готов ужаться по марже. Компании ищут способы снижения расходов, чтобы сохранить уровень рентабельности, однако маржа, на мой взгляд, продолжит сокращаться», – предполагает Владимир Наймарк.
Помимо повышения ставок по кредитам, многие банки существенно сократили лимиты на финансирование лизингодателей. Особенно это коснулось небольших компаний. Некоторые кредитные организации предъявляют слишком много требований к финансируемым лизинговым сделкам и при этом затягивают рассмотрение заявок на несколько месяцев, другие имеют собственные лизинговые компании и, как правило, не кредитуют сторонние, а ряд банков и вовсе свернули работу по лизинговым проектам. Те же, кто продолжает финансировать небольших лизингодателей, предпочитают сделки от 2-3 млн рублей, из-за чего вторые вынуждены отказывать даже проверенным клиентам, претендующим на небольшое финансирование. В результате этого, а также из-за усиления позиций госструктур, конкурирующих в том числе за счет более дешевого фондирования, в основном и происходило сокращение объема нового бизнеса лизингодателей.
От текущего года лизинговые компании не ожидают явных предпосылок для высокой динамики нового бизнеса. Если не произойдет резкого ухудшения экономической ситуации, то темпы роста в лучшем случае сохранятся на текущем уровне. «А вероятнее всего, несколько замедлятся, что вполне объяснимо, – говорит Ольга Мартынова. – После рекордного прироста в 2011 году, который опять же обусловлен невысокой базой 2010-го, рынок ведет себя спокойно, двигаясь по прямой, без явных скачков».
Аналогичного мнения придерживается и Наймарк, напоминая, что угрозы, нависающие над отраслью в последние три года (возможная отмена ускоренной амортизации, несовершенная судебная практика, приводящая к тому, что недобросовестные лизингополучатели могут добиваться от лизингодателя возврата уплаченных платежей, признанных необоснованным обогащением), остаются. При этом участники рынка уточняют, что многое, несмотря на сдержанные прогнозы в общем по рынку, будет зависеть от стратегии каждой компании. Есть лизингодатели, ставящие перед собой на год амбициозные цели, добиваться которых при невысоком спросе они намерены за счет конкурентной борьбы.